Проблема 1: провинциализм
В своём подавляющем большинстве современная казахстанская журналистика представляет собой информационный конвейер, направленный на бесперебойную выдачу максимального количества новостей, главным требованием к которым является оперативность, а уж только потом качество текста. Крупные информационные игроки Казнета могут себе позволить спецкоров в каждом областном центре. Хороший региональный корреспондент должен находиться в беспрестанном поиске эксклюзивной информации и уметь очень быстро (и по возможности грамотно) писать новости. Поэтому нередко республиканские сайты опережают менее оперативные региональные СМИ. Впрочем, последних отставание в информационной гонке практически не беспокоит – областные издания добирают эксклюзив мелкими новостями-событийками. Стоит отметить, что подобные новости нередко всплывают в информационной ленте некоторых республиканских СМИ, привлекающих внимание читателей экспрессивной подачей материала. Но стилистика казахстанских СМИ – отдельная тема, требующая обстоятельного лингвистического анализа.
Корреспондент «Новой газеты» в Казахстане Вячеслав Половинко более десяти лет работал в актюбинских изданиях «Эврика» и «Актобе таймс». Одной из проблем региональной журналистики он называет её откровенный провинциализм – когда внимание журналистов сфокусировано лишь на том, что связано с их городом и областью.
«Проблема в том, что провинциализм географический подменяется провинциализмом тематическим, - убеждён Вячеслав Половинко. - Вместо республиканской темы и влияния её на регион предпочтительнее взять какую-то мелкую проблему внутри города - и таким образом создать ложное впечатление о том, что яма на дороге важнее воровства в министерстве дорог. Такая скукоженность, оторванность от глобального неизбежно сказывается и на стилистике текстов, и на их филологическом уровне. Тексты не безграмотные, нет. Они просто скучные».
По словам корреспондента «Каравана» в Семее Аллы Белякиной, корреспонденты региональных СМИ пользуются немалым доверием у местных жителей, поскольку на страницах своих изданий они могут поднимать проблемы, которые спецкоры республиканских СМИ считают мелкими. А вот общее состояние журналистики в Семее Алла оценивает пессимистично – большинство медиа-ресурсов города до сих пор позиционируют себя как печатные издания и не желают развивать сайты.
«Сегодня всё откровенно плесневеет - как с точки зрения поднятия тем, так и с точки зрения дизайна и креативных находок, - говорит Алла Белякина об изданиях Семея. - Наши газеты имеют сайты, но они очень плохо оформлены и малопопулярны. Так получилось, что группа в Фейсбуке «Семипалатинск-транзит» выполняет платформу электронной тусовки, где журналистами, фрилансерами и простыми людьми обсуждаются социальные проблемы города».
Проблема 2: мало денег
Бюджет большинства изданий, в том числе и региональных, напрямую зависит от количества рекламодателей. Поскольку в регионах и реклама дешевле, и потенциальных клиентов не так много, как хотелось бы, издания находятся в перманентном состоянии экономии (если не сказать – в режиме выживания), в первую очередь сокращая расходы на собственное развитие, особенно, если речь идёт об информационных сайтах, которые практически постоянно требуют каких-нибудь технических поправок, не говоря уже о глобальных переменах вроде редизайна или переноса сайта на другую платформу. К тому же ценовая политика рекламы в СМИ сводится к достаточно простой формуле «больше читателей – дороже реклама».
Одним из самых показательных в этом плане является крупнейший атырауский сайт «Ак Жайык». Позиционируя себя как информационное издание, «Ак Жайык» отдаёт приоритет платным объявлениям - если мы зайдём на главную страницу сайта, то первое, что увидим, будет рубрика «Горячие объявления» (включая подрубрики «Авторынок», «Недвижимость», «Услуги» и «Разное»), а уж потом можно увидеть и саму новостную ленту. Такой рекламно-информационный тандем приносит хорошие результаты: по данным сервиса интернет-статистики Zero «Ак Жайык» стабильно держится в тридцатке самых посещаемых ресурсов Казахстана – ежедневно на сайт заходит около 30 тысяч человек. По словам веб-редактор «Ак Жайыка» Азамата Майтанова, все объявления (за исключением документально подтверждённых просьб о благотворительной помощи) на сайте платные, поэтому именно эта рубрика находится на самом видном месте.
«Вряд ли в ближайшее время мы будем что-то кардинально менять, убирать с главной страницы блок объявлений, - говорит Майтанов. - Нам и, надеемся, нашим пользователям, он абсолютно не мешает, пусть эта "фишка" и дальше помогает людям быстрее продвигать свои дела, находить необходимые товары и услуги. И мы, конечно, тоже заинтересованы получать дополнительный, пусть небольшой, но все же доход».
Несколько иной политики придерживается редакция актауского сайта «Лада» - несмотря на то, что журналисты делают акцент на новостную повестку, у «Лады» нет проблем с нехваткой читателей. Средняя посещаемость сайта (по статистике Zero) составляет порядка 20-25 тысяч человек, что для сравнительно небольшого Актау (городской акимат приводит цифру в183 тысячи жителей) можно назвать неплохим результатом. К слову, в социальных сетях издание тоже пользуется популярностью. Например, ВКонтакте паблик «Лады» насчитывает более 105 тысяч подписчиков. О популярности сайта говорит и хорошо налаженная обратная связь – читатели регулярно сообщают журналистам о городских проблемах или событиях, очевидцами которых они стали.
«Мы позиционируем себя как новостное издание города Актау и рассказываем обо всех городских событиях, начиная с небольших проблем, которые могут отражать наши читатели в народных новостях, заканчивая серьёзными материалами, журналистскими расследованиями, - говорит заместитель редактора газеты «Лада» Алла Логинова. – Время от времени мы поднимаем какую-нибудь глобальную проблему и наваливаемся на неё общими силами. Например, у нас был проект «Верните людям море», когда мы добились сноса всех заборов вдоль частных пляжей».
Один из самых известных региональных журналистов Казахстана, экс-редактор газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров в прошлом году и вовсе ушёл из профессии в бизнес. По его словам, главной причиной ухода стало то, что журналистика не могла обеспечить желаемый уровень заработка. Сам Лукпан Ахмедьяров считает, что кризис для современной региональной журналистики – перманентное состояние и вспоминает время, когда областные издания давали фору республиканским.
«Около шести лет тому назад, когда ещё только появлялись информационные сайты, «Уральская неделя», актюбинский «Диапазон», костанайский «Наш город» очень часто упоминались в республиканских СМИ, - говорит Ахмедьяров. - А сейчас инициативу перехватили столичные издания, потому что интернет-технологии стали дороже. Например, мобильное приложение с хорошим функционалом обойдётся примерно в 5-6 миллионов тенге. Естественно, не у каждого издания, особенно регионального, найдутся такие деньги».
Проблема 3: нехватка кадров
По мнению большинства собеседников Vласти, ещё одной острой проблемой региональных редакций является нехватка профессиональных журналистов. Основная причина в самих журналистах – многие стремятся как можно скорее покинуть провинцию и отправляются в столичные города, где гораздо больше условий для творческой самореализацией и достойного заработка.
«Вся беда региональных СМИ в отсутствии свежей талантливой крови, - считает корреспондент «Новой газеты» в Казахстане Вячеслав Половинко. - Молодёжь валом едет в столицу, местных журфаков нет. В итоге пресса или телевидение в регионах постепенно чахнут, сохнут - но никак не сдохнут. В ближайшем будущем эта ситуация принципиально не изменится: сила инерции в регионах куда сильнее, чем можно было себе представить».
Нередко местные издания попросту не могут платить своим корреспондентам достойные гонорары и журналисты вынуждены зарабатывать на стороне, особо не задумываясь над проблемами и тонкостями профессии. По словам корреспондента «Каравана» в Семее Аллы Белякиной, средние журналистские зарплаты в её городе не превышают 40-50 тысяч тенге. Чтобы не пропасть с голоду журналисты подрабатывают наборщиками текстов или авторами коммерческих материалов. А вот бывший главред «Уральской недели» Лукпан Ахмедьяров считает, что хороших журналистов в принципе много не бывает.
«В любой сфере, будь то медицина или строительство, настоящих профессионалов единицы, и есть фон, который представляют откровенные посредственности, - говорит Ахмедьяров. - В журналистике то же самое. К сожалению, в этой профессии совсем немного тех, кого можно с большим удовольствием читать. Поэтому если говорить о кадровом кризисе, то он по большому счёту будет всегда».
Ещё одной проблемой провинциальной журналистики (и казахстанской журналистики как таковой) Лукпан Ахмедьяров называет чрезмерно негативную информационную повестку – многие издания превратились в сплошной поток аварий, несчастных случаев, самоубийств и изнасилований.
«Я всё-таки надеюсь, что рано или поздно казахстанские редакторы и журналисты поймут, что нельзя формировать новостной поток на одном негативе, - считает Лукпан Ахмедьяров. - Ошибка в том, что мы держим фокус на событии, а не на людях, поэтому когда я смотрю казахстанскую ленту новостей, я вижу всё что угодно, кроме самих людей. Такая безнадёга находит. Это я к тому, что надо находить и хорошие, позитивные новости, это вовсе не означает, что мы должны уподобляться «Хабару», который транслирует лишь весёлые картинки».
По словам Вячеслава Половинко, региональным СМИ нужна глобальная перестройка, но сначала нужна перестройка общества.
«Пока читатель и зритель будет "хавать" на полном серьёзе такую бредятину, какая все чаще мелькает в региональных СМИ, владельцы газет и телеканалов могут чувствовать себя вполне комфортно. Вдумчивые материалы делают от силы 3-4 СМИ в стране. Остальные либо развлекаются, либо тупо следуют за повесткой», - резюмирует журналист.