Министерство информации и коммуникаций решило «поощрять творческие изыскания» казахстанских телевизионщиков ежегодным вручением авторской статуэтки «Тумар». За неделю жюри, поименный состав которого до сих пор не предан огласке, из 214 конкурсных работ выберет победителей в 12 номинациях. Среди критериев отбора - «общественный резонанс». Неужели, наконец, оценят заслуги Первого канала «Евразия» по предотвращению земельных митингов?
Пока жюри «из самых квалифицированных профессионалов казахстанского телевидения» отсматривает лучшие образчики отечественной телеиндустрии, лучшие ее представители продолжают радовать зрителей премьерами. Например, бывалый телевизионщик Михаил Дорофеев теперь каждый четверг в вечернем эфире «Хабара» ведет «открытый диалог» с министром информации и коммуникаций Дауреном Абаевым. Да, исключительно с ним. Каждую неделю. Хотя кто с кем ведет диалог, пока еще большой вопрос.
За 10 минут до итоговых вечерних новостей Абаев теперь обсуждает с Дорофеевым «наиболее резонансные темы» недели. В первом выпуске Дорофеев сразу бросился с места в карьер: «26 февраля завершилось обсуждение поправок (в Конституцию - V), которые были предложены. Многие в социальных сетях говорили, что это собственно трудно назвать всенародным обсуждением, и вообще это не приведет ни к какому реальному распределению власти. И, больше того, очень многие сосредоточились не на основном пакете поправок, а только на одной статье - 26 статье Конституции. Как вы считаете, можно ли согласиться с критиками этого обсуждения? Какова вообще ваша точка зрения по этому поводу». Министр, что вполне ожидаемо, позволил себе не согласиться с озвученной точкой зрения и дальше использовал в своем ответе такие словосочетания как «беспрецедентный шаг» и «большая работа». Приговор Абаева прозвучал как гром среди ясного неба: «коммуникации между властью и обществом существует».
С ним сложно не согласиться: «Открытый диалог» на республиканском телеканале - это как раз тот случай, когда государство, наконец, решило легализовать критику из социальных сетей и вывести ее, так сказать, на новые высоты. Рупором фейсбучных настроений стала известная медийная персона с почти пятитысячной аудиторией почти сплошь из журналистов и PR-щиков, а полномочным представителем государства, знающим как ответить на всякий вопрос, выступил министр информации и коммуникации.
Вчера вечером Абаев вновь предстал перед зрителями, чтобы объяснить не только повышение цен на продукты питания и бензин, но и снять всеобщий «мандраж» по поводу колоссальных средств, употребляемых государством на информзаказ. Вместо того чтобы написать по этому поводу исчерпывающий пост на своей странице в Фейсбуке, который мгновенно разлетелся бы по всем онлайн-СМИ, он посвятил этому вопросу 2,5 минуты эфирного времени.
Министр успокоил многочисленных телезрителей, не имеющих и понятия о дискуссиях по этому поводу в интернете, заявив, что большая часть выделенных государством средств пойдет совсем не на пропаганду, а на инфраструктуру, позволяющую нам наслаждаться уникальными отечественными телепроектами. «Олимпиада, бои Головкина - все это тоже благодаря государственному информационному заказу», - продолжал Абаев. В завершении он признал, что госзаказ в области информационной политики еще действительно далек от совершенства, однако уже совсем скоро «представители общественности» смогут принимать непосредственное участие в его формировании. Любопытно, что общественное телевидение он при этом неопределенно охарактеризовал как «перспективный» для Казахстана вопрос.
На этом фоне показательным выглядит широко анонсируемый приезд в Казахстан одного из самых известных российских пропагандистов Владимира Соловьева. Противоречивому теледеятелю с федерального канала - как специалисту по жестким переговорам - в столице нашей Родины на несколько часов выделят целый Дворец Независимости. К слову, самый недорогой билет обойдется желающим в какие-то 54 тыс тенге.
Пропаганда на отечественном телевидении меж тем и так цветет бурным цветом. Вот, например, Аймира Шаукентаева в своей «Аналитике» радуется, что в стране настала «эпоха перемен», что парламент «теперь и есть сама законодательная власть, а не только лишь орган, исполняющий её функции». «Созрели!», - резюмирует телеведущая. Вот уже Артур Платонов в «Портрете недели» провозглашает «новый уровень народовластия». «Мы оказались одним из немногих государств в мире, а в современных сложнейших условиях, пожалуй, единственным (!), которое не сворачивает с намеченного пути демократизации и постоянного усиления контроля общества над властью», - скороговоркой выпалил он. Уникальность Казахстана в мире в этот момент вышла на какой-то новый недосягаемый уровень. Теперь мы первыми не только лошадь одомашнили, но и не спасовали перед демократизацией.