О том, что сейчас происходит в Атбасаре

По району у нас 454 дома подтоплены. Сейчас комиссия работает над уроном от подтопления. 30%, я думаю, будут серьезно дома подтоплены. Метр и более. Кое-где даже под конек. Это около 20 домов будет. Это те, которые в самом русле живут. Те, которые выше русла живут, у тех будет процент подтопления 40-60%. Сейчас все покажет. У тех в доме будет 15-20 сантиметров. Капремонт будет и так далее. Те, которые выше живут, у них будет подтопление фундамента на 20-30 сантиметров. К кому зашла, к кому не зашла. Сейчас комиссионно все определится. Я не могу на глаз как аким… я же не эксперт. Я примерно знаю работу, и знаю примерно сколько…

О том, как готовились к паводкам

В 2016 году для недопущения подтопления паводковой территории – вы знаете у нас есть красная территория, которая каждый год подтопляется – мы сделали временную насыпь, чтобы защитить население. Под неё попадает около 100 домов у нас. Работы были проведены, в марте месяце земля была не заморожена, температурный режим позволял её сделать. Мы её сделали, изготовили – где-то пять метров высотой. Она успешно выдержала, но в одном месте случился (провал - V) и было подтоплено фактически 12 домов, по отчёту. Были приняты меры по восстановлению, оказанию полного содействия. Дамба – это, получается, не дамба, а насыпь – себя очень эффективно показала. Зная, что очень много снега будет в 2016-2017 годы, мы приступили к утрамбовке этой насыпи и получился вал. В 2016 году мы потратили 63 млн. тенге, чтобы насыпь эту сделать, потом потратили 95 млн., чтобы превратить эту насыпь временную в вал, то есть утрамбованный. Фактически это временное сооружение, которое необходимо для защиты населения от паводкового периода. Но сложилось так, что отметки (поступающего уровня воды - V) стали высокие – 6 метров 10 сантиметров. Данное сооружение гарантировало, что уровень будет до 4-5 метров. Хочу отметить, что критическая отметка 3,45 метров. Отметка подтопления – 3,80 метров. А у нас, фактически, 3 - 4,95 метров, и всё нормально держалось. Не было никаких вопросов. Первое подтекание, которое началась, (затронуло - V) 20 домов, которые не были подтоплены, а вода подошла к домам и в трёх домах десять сантиметров. Меры тоже были приняты, это уже в этом году. И потом пошла непредсказуемая, стихийная ситуация – (вода поднялась до уровня) 6,10 метров. Хочу одно сказать – если бы не было этого временного сооружения, пострадало бы очень много населения. Стоял именно вопрос жизни населения. Поэтому, когда пошла угроза 6,10 метров, мы это знали уже за 5-6 часов, знали что идёт оттуда эта волна, мы начали экстренно эвакуировать население. Экстренно, именно с высоких отметок – когда с 6,10 метров она дошла до 7. Участвовал весь город – все крупные предприятия: «Аждар и К», «Камкор Локомотив» - железнодорожники, бизнесмены города. Сильнейшая была защита. Мы сумели в течение очень короткого времени эвакуировать население с мест подтопления. А если бы волна пошла ночью, без предупреждения, тогда всё было бы намного страшнее.

О заявлениях по поводу загрязнения реки и 200 млн. тенге, выделенных на предотвращение паводков

Объясняю причину загрязнения. Раньше русло реки шло в другом месте, а сейчас – в другом. (Недалеко - V) купеческие дома стояли, но они стояли не на высоте. А сейчас дома стоят где? В красной зоне. Каждый хотел в свое время ближе к реке... И каждый житель - участник ее загрязнения. Любыми отходами и прочим, прочим. И вот это все в красной зоне, тут еще есть темно-красная зона, там всё попадает под ежегодный паводок. И это у нас примерно 100 домов. Вот мы с вами посчитали примерно: при уровне 3,75 - 100 домов. Мы своей насыпью свободно защищаем этот уровень. Даже вопрос тут не стоит. Но тут другая большая проблема. Надо проектно-сметную документацию делать. Например, наши вот эти водопропускные сооружения - это примитивщина совершенная. 7 млн. (кубометров – V) талой воды мы должны через лог пропустить. Представляете, вал какой здоровенный стоит воды и давит на это водопропускное сооружение. Это не из-за того, что плохо сделано, нет. Это громадное давление. И временное сооружение вот это - оно же не капитальное строение какое-то. Деньги потрачены. Пусть мне докажут, что неэффективно. Я даже один дом, одну семью спас… что стоит 200 млн. тенге и жизнь человека? Скажите? Есть сопоставление или нет? Это тысяча домов ушло бы. А что считать эти 200 миллионов? Это на два года, на два паводка. И не 200 миллионов. 63 миллиона - это насыпали. Это 2016 год. Защитили сам паводок весной. Потом 95 миллионов - это следующая насыпь. Она же укаталась нормально. Это же громадные объемы надо и завозить, и утрамбовывать, и сколько экскаваторов должны работать, сколько техники. Это мизер совершенно. Программу …. откройте. Возьмите объемы, сколько сделано. И вы увидите, что здесь на 100 млн. тенге даже сверх еще перевыполнено. Вот она стоит 158 миллионов, мы посчитали…

О критических заявлениях министра МВД Калмуханбета Касымова и замминистра МВД Юрия Ильина по поводу плохого качества дамбы

А Ильин вообще, очень интересно, он же сам знает все… Я же ему показывал. Я вам скажу - они некомпетентны, если они такое говорят. Некомпетентны. Почему? Надо сперва было органам проверить, сколько оно все стоит, а потом говорить. 207 миллионов - это все вместе. Это все связано с дамбой. Бюджет… на благоустройство идет, восстановление огородов и ограждений…, обратная засыпка мест добычи суглинка. Тут разницы нет! Ну и что за разница между 200 и 158! Нету же разницы никакой. Или есть, скажите, принципиальная? Нет совершенно принципиальной. И что два паводка выдержала… А если 1000 домов ушло бы? И погибли бы люди? О каких 200 млн разговор был бы? У нас что дороже - 200 млн или жизнь одного человека? Если уж на то пошло…

О возбуждении уголовного дела в отношении акима по факту прорыва дамбы

Ну и что? На меня знаете сколько заводят уголовных дел? Я привык уже. Я работаю акимом этого региона уже 12 лет. Постоянно у кого-то всегда сомнения, что украдены деньги. А фактически когда разбираются, всё становится понятно.

О том, как населению будет компенсирован ущерб

Значит вот (при паводках - V) в 2014 году было как? Как раз паводок был, отметка (высоты воды - V) была 5,4 метра, попало 559 домов. Из этих – 229 домов были построены, новые квартиры были выделены. То есть государство выделило на это деньги, на строительство. Где капитальный ремонт нужен был – это всё определяли эксперты, не местные исполнительные органы. Получается, остальные дома отремонтировали, сделали капитальный ремонт. В принципе, всем людям было оплачено то, что необходимо. Плюс с фонда выделялись деньги. Сейчас ситуация какая? Сложная. Когда просили эвакуироваться, немногие это сделали, чтобы сохранить свою (собственность - V). Когда уже экстренная эвакуация пошла, человек выезжал, брав с собой семью, личные вещи первой необходимости и документы. Вот и всё. В этом году, как и в 2014 году, будет списочно отработано с каждым домом. Если дом под снос – значит будет зафиксирован под снос. Если на ремонт – будет ремонт делаться. У нас есть уже пример, яркий пример. Раньше люди в 2014 году не верили, но и сейчас тоже есть какие-то сомнения: кто-то говорит, что не будет (компенсации - V). И в 2014 году говорили об этом, но сделано же всё?

О том, как сейчас власти города помогают населению

В этом году штаб у нас работает, сделали во дворце культуры, специально чтобы человек полноценно мог зайти, все условия там получить. Вот шесть часов ежедневно я занимаюсь личным приёмом в большом зале на 400 мест. Сколько потребуется времени, столько мы будем заниматься разъяснением, помогать. Сейчас мы должны будем разместить всех по квартирам. У нас готовы эвакуационные пункты на 1000 человек в десяти местах. Прекрасное питание там, прекрасное размещение, но люди не хотят. Причина: объясняют, что ничего не готово. А объясняют (люди – V) неправильно, потому что у них скот находится в частном секторе, имущество, поэтому они там и находятся. Не хотят в (специальные помещения - V) идти, поэтому встал вопрос. Но всё равно ведь придётся куда-то идти? Вчера стоял вопрос, около 30 человек было, мы их размещаем. То есть, кому квартиру будем помогать снимать, кого-то мы отправим на лечение, кого-то мы отправим к знакомым, родственникам, будем помогать, плюс будет государственная компенсация 25 МРП (56 725 тенге). Всё это так же как в 2014 году будет однозначно сделано.   

В подготовке данного материала принимали участие Дмитрий Мазоренко и Маргарита Бочарова