На КТК появилась новая информационная студия, новые ведущие и много свежих телевизионных проектов. Заместитель генерального директора КТК Даурен Меркеев в интервью Vласти рассказывает об этом, а также о том, зачем на отечественное телевидение нужно возвращать прямые эфиры, как связан трэш со строительством гражданского общества, и почему нужно смеяться над лидером Северной Кореи.

Начнём с главного: чем КТК будет удивлять в новом сезоне?

В первую очередь, собственным информационно-публицистическим контентом. В этом году мы делаем масштабный перезапуск канала – «релонч» (есть сейчас среди телеменеджеров такое модное словечко). И вот для нас главное в нашем «релонче» – усиление всей информационной линейки. Новости и публицистика - это то, на чём держатся наши рейтинги и лояльность наших зрителей. По сути, именно этим мы отличаемся от большинства остальных кнопок, делающих ставку на бесконечные талант-шоу и мыльные оперы. Для нас же главное – собственный репортёрский продукт. Под это разработано новое оформление, которое зрители увидели на этой неделе. Под это заточена новая студия, в которой с утра до вечера уже идут прямые новостные эфиры. Наши самые рейтинговые программы прайм-тайма тоже об этом – о реальной жизни казахстанцев.

Про ваши суровые телепроекты ещё поговорим, сначала про новости. КТК – чуть ли не единственный частный телеканал, который из сезона в сезон работает над своим информационным блоком. Зачем вам это нужно?

Потому что это смотрят. Какая ещё логика может быть у частного канала? Рейтинговая отдача – главное для акционеров, а значит, и для всей редакции. Мы научились делать, хочется верить, качественные новости - причем мы едва ли не единственные в стране делаем это на собственные деньги от рекламы. Это новости, которые смотрят, потому что в них минимум пропаганды и идеологии, зато есть настоящая жизнь. Теперь пришло время развивать новостную редакцию технологически.

На канал возвращаются дневные выпуски новостей на двух языках. Сколько лет их не было в эфире?

Их закрыли в 2008 году в связи с низкими рейтингами и, соответственно, убыточностью. Но тут важнее был вопрос о том, что показывать. 10 лет назад (да, впрочем, и сейчас тоже) дневные информационные выпуски на многих каналах – это вчерашние протухшие истории или идеологические отработки на заданную тему. Дневные новости по сути превратились в формальную отработку.

Вы, я так понимаю, хотите предложить что-то другое?

Будем стараться. Вся надежда – на прямые эфиры. Мы закупили оборудование, которое позволит делать журналистские включения с минимальными затратами. Теперь не нужны большие ПТС (передвижные телевизионные станции - V.), не нужно долго настраивать спутниковую антенну. Со скоростным интернетом всё стало гораздо проще. Но главное – не технические «погремушки», а то, что на глазах меняются сами новостные выпуски КТК. И нам самим, и, хочется верить, зрителю уже поднадоели громоздкие сюжеты с тщательно подобранной «картинкой» и витиеватым закадровым текстом. Нужны живые репортёрские отчёты корреспондентов прямо с места событий или экспертные мнения в прямом эфире. Это магия – люди в кадре ведут себя по-другому, рассказывают по-другому, эмоции – другие. Энергия эфира – другая. Врать сложнее. Мы всё лето тестировали этот формат, и уверен: двигаемся в правильном направлении. Тем более что сами казахстанцы уже давно и справедливо критикуют отечественное телевидение за неторопливость. Зачастую информацию о каких-либо ЧП в Казахстане наш зритель получает сначала по российским новостным каналам, потом - по Euronews, и только вечером в казахстанском эфире. Мы будем менять ситуацию: для этого появляются и дневные новости, и прямые эфиры. Огромная работа, с которой успешно справляется команда во главе с суперпрофессионалом – нашим главредом информационной службы Александром Подойниковым.

На дворе XXI век, но почему мы говорим о прямых эфирах как о диковинке на казахстанском телевидении?

Прямые включения с улиц до недавних пор были слишком дорогим развлечением, поэтому и делали их: государственные каналы – раз в год с площади по случаю очередного праздника, частные каналы – раз в два года по случаю очередной авиакатастрофы. Репортёры разучились выходить в прямой эфир, а кто-то и научиться не успел. Со студийными проектами тоже нехорошая практика - делать все в записи. Тут и самоцензура работает, да и элементарно – так проще. Мы на КТК в этом сезоне хотим сработать по-другому. Да, какие-то огрехи есть, но большинство наших корреспондентов буквально со второго-третьего включения почувствовали ритм, темп задержек, поняли, как общаться, какую информацию нужно озвучивать. Мы ищем ту форму, где не будет стрёмно и смешно, а будет искренне и правдиво. Ведь расстановку сил, правила игры изменили смартфоны и мессенджеры. Сейчас любая татешка может организовать прямой эфир в Facebook или на YouTube, и найдутся те, кто это будет смотреть. Зрители давно сами снимают видео, а потом присылают их в редакцию. Так что задача стоит использовать Интернет, гаджеты и соцсети – весь потенциал гражданской журналистики, но при этом делать профессиональное эфирное телевидение по всем правилам и со всей ответственностью. Кстати, прямых эфиров станет больше не только в новостях. В субботу на КТК в прямом эфире будет выходить новый проект «Пока не поздно» с Алексеем Шахматовым. 

Это на смену «Другой правды»? Опять «очень личные истории» про брошенных и униженных?

И это тоже, но мы предпочитаем обозначать этот формат скорее как «информационное шоу».

Как «Центральное телевидение» на НТВ?

Кстати, вполне удачный пример! Я уверен, что народ и так устал от повестки дня: все эти нескончаемые посадки коррупционеров, девальвационные фобии и жуткие убийства в провинции. Надо уже как-то разгрузить эфир, «почистить карму». Вот перед командой и стоит такая задача - делать вдумчивую, но при этом лёгкую, зажигательную и по-настоящему интересную информационную программу на злобу дня. Будет много нестандартного для информационного эфира: гости в студии, шоу-свет и необычный подход к раскрытию тем. В рамках всё того же «сурового реализма» мы хотим подводить альтернативные информационные итоги недели.

«Пока не поздно» станет частью вашей фирменной публицистической линейки. Какие еще изменения в ней ожидают зрителей?

«Главная редакция» - наш топовый и самый вдумчивый публицистический проект - в понедельник остается. В нем мы зачастую обращаемся к заведомо нерейтинговым, сложным темам, но этот проект для нас очень важен. Мы в нем уверены. И «Было дело» остается во вторник. Криминальных ретро-историй ещё много. А вместо «Черного квадрата» в среду заходит «Министерство Правды». Это монтажный формат с отсылками в оформлении к Оруэллу, к миру антиутопий. Ведущая – Карлыгаш Исабекова. Новая программа будет посвящена самым разным темам: от детской жестокости до синтетической еды, от интернет-зависимости до экологических коллапсов. Это будет попытка собрать и проанализировать истории на заданную тему в динамичном монтажном ключе - как бывает в Казахстане, а как в России или Америке. Эксперты на основе историй из нашей и зарубежной реальности рассуждают о том, как одни и те же глобальные проблемы решаются в разных странах.

А что с классическими итоговыми форматами? Артур Платонов остаётся в кадре? 

Артур Платонов – главная суперзвезда казахстанского телевидения, а «Портрет недели» - один из старейших и самых рейтинговых форматов КТК. Нам стратегически важно, чтобы депутат Платонов был журналистом в эфире КТК. Это наш астанинский инсайдер, благодаря ему мы имеем доступ в такие кабинеты, куда многие только мечтают попасть. Другой проект Платонова - «Слуги народа» - тоже никуда не денется, наоборот, он получит постоянное место в сетке. Так что «пусть расцветают сто цветов», как говорил товарищ Мао... У нас же ещё итоги на казахском языке заходят в сетку!

Таких итогов на канале давно не было, насколько я помню...

Много лет в нашем эфире не было итоговой, как это принято говорить, информационно-аналитической программы на государственном языке. Не было по разным причинам: не хватало редакционного ресурса, не был достаточно внятен маркетинговый запрос и т.д., но в этом году мы поняли – дальше игнорировать этот слот не можем.

В стране растёт спрос на информационные программы?

В стране растёт число зрителей, говорящих на казахском языке. Хотя у нас и так никогда не было проблем с этой аудиторией. Согласно качественным исследованиям, едва ли не половину телезрителей ток-шоу «Наша правда» или проекта «Главная редакция» составляют те, для кого казахский является главным языком. В первую очередь, зрителя привлекают темы и искренний подход, а русский – это для многих вообще не проблема. Казахи намного легче воспринимают русский язык в эфире, чем русскоязычные – государственный язык. Это правда, и тут есть о чём подумать. Но сейчас речь не об этом. Нам давно пора было сделать итоги на казахском, и вот время пришло: на канале КТК появилось имя, под которое можно собрать такой проект. Это Серик Жанболат – автор и ведущий, которого прекрасно знает аудитория. Уверен, что с его приходом появятся не только востребованные темы, но и соответствующие рейтинги.

Хорошо, с новостями и воскресными программами всё более-менее понятно. Давайте вернёмся к ребрендингу.

Перезапуску…

Да. Зрители уже увидели ваш новый логотип, в котором вы вернулись к аббревиатуре КТК. И это в то время, когда вся страна усиленными темпами переходит на латиницу - в том числе, республиканские телеканалы. Почему вы игнорируете эту тенденцию?

Давайте по порядку. Идея с латиницей мне лично очень нравится. Уверен, что это поможет многим выучить государственный язык. Мы станем воспринимать казахский язык по-другому, избавимся от внутренних блоков и страхов. Это я вам говорю как человек, для которого русский язык – профессия. По поводу нового логотипа КТК – безусловно, он более чётко отражает концепцию канала.

Похож на пиратский флаг…

Ага, а ещё там есть молоты Тора и эстетика автогонок. Новый логотип – дерзкий, мощный, информационный. Нам давно нужно было вернуть динамику этих букв, ведь на казахстанском телевидении «КТК» - это один из немногих настоящих брендов. А по поводу языков – аббревиатура «КТК» прекрасно воспринимается и на латинице. Тут ведь такая история, что расшифровка постепенно отваливается от бренда. Кто вам сейчас доподлинно скажет, как расшифровывается НТВ, или кто вспомнит, что в бренде РЕН-ТВ зашифровано имя его основательницы - Ирены Лесневской? Вот и для нас слово «коммерческий» в названии - это ужё тёплые ламповые воспоминания из 90-х. 

А НТВ и РЕН-ТВ, я так понимаю, это образцы для подражания?

Ну… если абстрагироваться от лютой пропаганды и инопланетного мракобесия, эти каналы - далеко не самые плохие примеры в плане форматов и эфирного драйва. Нам ведь ещё учиться и учиться: и у тех же россиян, и у украинцев. Давайте честно признаемся: наше телевидение в плане технологий сильно уступает. Если вернуться к графической обложке - мы пришли к стильному монохрому, отказались от «дутого» 3D. Это соответствует трендам нынешней телевизионной моды и отлично сочетается с новым слоганом.

Да, «Белым по чёрному». Это про что?

Это про наш эфир. Тут и весь «прикольчик», как говорит моя дочь, что «белым по чёрному» подразумевает совершенно разные трактовки, которые при этом сохраняют стильную смысловую и графическую лаконичность. Это про то, что мы реально отличаемся от всех остальных, что у нас в кадре постоянно идёт столкновение белого с чёрным.

Добра со злом?

Разных точек зрения. Поймите, нам меньше всего хотелось дешёвого пафоса: «Мы делаем новости…», «На острие информационной атаки…». С другой стороны, нам не нужны замороченные эстетские выверты. Кто-то может себе позволить, а у нас канал другой, у нас аудитория другая. У нас ведь все программы «белым по чёрному», мы всегда идём немножко своим путем.

Изменения будут носить только концептуальный характер? Или во внутренней организации процессов тоже что-то изменится?

В главной информационной студии у нас все изменилось. Мы вложили в нее значительные средства. Не ради красоты, а чтобы все было очень технологично и функционально. Хотим по максимуму использовать студийное пространство. В сетку зашло много новых информационных программ, и всех нужно как-то разместить. Сейчас у нас будет так много ведущих и так много экранов, что такого и не было никогда. У нас теперь есть зона для итоговых программ, сектор для Шахматова, выгородка с шоу-светом, декорационный блок в случае прихода гостей. Все дорого, но без лишнего пафоса, заточено, в первую очередь, под внутреннюю режиссуру программ и проектов. 

Увидят ли зрители новых ведущих?

О, это же отдельный разговор! В эфире остаются любимцы – Алексей Шахматов, Светлана Булатова, Дина Тулепбергенова, Ерланби Даулетияр, Мадина Балгабаева. И появятся новые чудесные лица - Айгуль Токсанбаева, Шолпан Сахариева, Карлыгаш Исабекова, Арнур Истыбаев, Асыл Махметов

Не такие уж это и «новые» лица - кое-кто ещё в начале 2000-х эфиры вёл…

А зачем нам зелёные красивые пустышки? Это же не наша история, нам нужны люди с бэкграундом – «порода», как говорит наш генеральный директор Эльмира Джамилова. Мы делаем ставку на личности в эфире, цепляемся за образы. Их не так много на казахстанском телевидении - людей, которых знают. И это здорово, что многие из них кровно связаны с КТК, для нас люди – главная ценность. Вот, к примеру, наш светский корреспондент Люся Яркова. Где вы ещё такую найдёте?

Что-то Люся в последнее время всё больше общалась в кадре с разными маргиналами или решала коммунальные проблемы жителей окраин. Это такой продуманный эпатаж?

Это белым по чёрному. Жанр острого социального репортажа - исторический формат для КТК. Мы лишь постепенно меняем формы. В начале 90-х, если нужно было помочь бабушке, то звали КТК. Прошло 25 лет, уже выросло новое поколение бабушек, а на КТК продолжают звонить. И это правильно - это конкретная помощь конкретным людям. Классно, что мы эту функцию до сих пор выполняем. Но жизнь же меняется, и страна не стоит на месте – глупо это не замечать, поэтому и должна меняться логика взаимодействия с властью. Не просто «сейчас КТК приедет – электричество дадут», а показать механизм общения с этими акимами на местах. Нам же в этой стране жить и по этим улицам ходить. Пока никуда не денешься от того, что приходится требовать положенного. Другое дело, что нужно знать, как требовать, нужно знать законы – тогда они, наконец, потихоньку начнут работать. Я сейчас вполне искренне говорю…

И как вы будете эти идеи воплощать в новом сезоне?

У нас появилась новая программа на казахском языке – «Дау дамайсыз». Это реинкарнация таких классических форматов из начала 2000-х как «Неотложка» и «Общественная приёмная». Берём классическую ситуацию - происходит несправедливость – и пытаемся разложить всё по полочкам прямо в кабинете ответственного товарища. Тут ведь весь смысл в том, что на решение проблем бабушек в этой стране выделяются огромные средства, и сама Астана вполне искренне заинтересована в решении проблем. Другое дело, что часто «не работает механизм на местах». И дело даже не в том, что бабушкины деньги разворовали - просто не могут нормально довести их до людей, не могут организовать всё, как надо. Это наша общая проблема, но двигаться-то куда-то надо. Механизмы, законы же есть? Есть. Нужно просто добиваться, чтобы всё работало.

Будете кошмарить чиновников прямо в их кабинетах?

Шок и трепет в эфире не отменяются, добавится конструктив. Это второй немаловажный аспект в этом социальном репортаже – теория малых дел. Всегда хорошо, когда есть какая-то активистка в подъезде, которая обойдёт всех соседей и скажет: «Давайте сделаем нормально, чтобы было по-человечески – чтобы в подъезде было тепло, вставим стекло, во дворе поставим шлагбаум, скамеечку покрасим!». Когда ты несёшь ответственность за какую-то свою маленькую территорию, ты будешь нести ответственность и за что-то вокруг себя. КТК всегда выполнял роль крикливой активистки из подъезда – пришло время выйти на конструктив. Не будет гражданского общества, демократии и работающего парламента, если у вас нет самоорганизации в подъезде.

Как ещё собираетесь помогать людям?

В четверг после вечерних новостей – премьера. Мистический проект «Иная реальность».

Соревнования экстрасенсов?

Скорее пронзительные и реальные человеческие истории с обращением к потустороннему.

Не боитесь обвинений в мракобесии?

Мы тут в первую очередь на стороне зрителя. Поверьте, в жизни хватает ситуаций, когда именно экстрасенсы - граждане с потусторонней ориентацией - помогают размотать клубок, найти истину. Эту программу делают ребята, которые снимают «Нашу правду», у них таких героев и непридуманных историй – сотни. Поэтому когда Ирина Маликова, один из самых опытных телепродюсеров в этой стране, пришла с этой идеей – сомнений не было.

Хорошо, поговорили и про новую студию, и про мракобесие, и про гражданскую ответственность, но я слышала, что вы даже международное обозрение отдельным форматом запускаете? Это вам зачем? Ведь чревато скатыванием в пропаганду...

Вот как раз потому, что на экранах слишком много агитации и пропаганды, мы и взялись за этот формат. Это будут небольшие пятиминутки перед вечерним выпуском новостей, в которых мы будем пытаться давать альтернативные международные новости: без «коварных планов НАТО», с одной стороны, и «Путин нападает», с другой стороны. Хотим подойти ко всей этой «международке» с юмором. Вот и в названии-оформлении это обыгрываем: вроде «Глобус» - международное обозрение, но ведь и венгерский горошек тоже.

Трудно представить, как давать «международку» весело – новости ведь всплывают на лентах зачастую грустные...

Вот именно, что всплывают только грустные или подают их уж слишком серьёзно. А там ведь столько всего забавного: и милый толстячок Ким Чен Ын, и Путин с голой грудью и щукой, и даже про Казахстан иностранные СМИ порой так забавно пишут. Это классный контент - просто нужно попроще относиться ко всему происходящему вокруг и, в первую очередь, к самим себе. Легче жить будет. Нужно находить хоть что-то забавное в происходящем вокруг сумасшествии.

Это рецепт от КТК?

Ага. Белым по чёрному…