О КОРПОРАТИВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Корпоративная благотворительность и кадровая политика компании – на первый взгляд, далекие друг от друга вещи. Но, на самом деле, в современном мире они очень тесно переплетаются.

Наше общество – это живой организм, его приоритеты и ценности постоянно меняются. Если мы посмотрим на поколение работников пятьдесят и даже двадцать лет назад, мы увидим, что их ожидания от работодателя сводились к стабильности и гарантиям материальных благ. Нынешнему работнику недостаточно мотивации в виде постоянного заработка и соцпакета. Говоря о рынке высококвалифицированных специалистов, конкуренция возрастает не только среди соискателей, но и среди работодателей. Сегодня, если компания хочет заполучить качественные кадры, она должна соответствовать общемировым корпоративным тенденциям.

Какие компании сегодня в тренде? Все мы знаем таких гигантов, как Google, Tesla, General Electric, которые принято считать «работодателями мечты» во многом благодаря их репутации на рынке. Современному работнику нужна нематериальная мотивация в виде имени компании и ее социальной составляющей, чтобы ощущать собственную роль и сопричастность с общим делом.

Большую роль в такой революции ценностей сыграли социальные сети. Благотворительность становится своего рода трендом, модным явлением во всем мире, и Казахстан – не исключение. И это совсем не плохо, потому что побуждает людей и компании участвовать в социальных проектах, вносить свою лепту в развитие общества. Бизнесу такая активность приносит дивиденды в виде хорошей репутации, лояльности клиентов и привлекательности в глазах потенциальных сотрудников.

На примере работников группы компаний «Самрук-Қазына» видно, что участие в корпоративной благотворительности – это отличный способ сплочения коллектива. Практически каждая портфельная компания «Самрук-Қазына» сегодня реализует собственный социальный проект. Это медицинские поезда у «Қазақстан Темір Жолы», помощь детям-сиротам, ветеранам и другим социально уязвимым слоям населения у «КазМунайГаз», «Казатомпром» и других. У всех этих проектов единый координатор – Фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», оператор благотворительной деятельности всей группы компаний.

Опыт «Самрук-Қазына» в этом отношении может быть полезен и частному бизнесу, также как бизнес-подход становится актуальным для национальных компаний. Сфера корпоративной благотворительности требует такого же выверенного менеджмента, как и любые другие инвестиции. Это вклад бизнеса, прежде всего, в свое долгосрочное устойчивое развитие и репутацию.

Если говорить в масштабах государства, то работник каждого уровня компании должен принимать активное участие в реализации социальных инициатив, распространяя идеи и ценности корпоративной благотворительности в обществе.

О СТРУКТУРЕ И РОЛИ «САМРУК-ҚАЗЫНА»

«Самрук-Қазына» - это Фонд национального благосостояния, который включает в себя 15 крупных национальных компании. Если говорить цифрами – это 340 тысяч человек во всей группе. Если приплюсовать их семьи – это миллионы казахстанцев, которые тем или иным образом связаны с компанией. Поэтому для нас это огромная ответственность, это приоритетное направление – социальные проекты, которые поддерживали бы наших сотрудников и их родных.

До 2015 года, в течении пяти лет каждая компания оказывала благотворительную спонсорскую помощь самостоятельно. И цифры того периода тоже впечатляют: с 2010 по 2015 года было реализовано 2 228 проектов. Откуда известно такое точно число – 2228 проектов? Потому что каждый проект был учтен сотрудниками Samruk-Kazyna Trust.

«Анализ показал, что за эти годы помощь получили 400 000 человек в рамках этих проектов по всему Казахстану. В 2016 году рамках трансформации мы перешли к формату «финансирование из одного окна», работая через операторов Samruk-Kazyna Trust. Это можно назвать «умной благотворительностью». Так мы перешли к эффективным социальным инвестициям. Это очень сложный процесс, но, несмотря на это, он результативен в решении: только за 2016 год мы помогли 200 000 людей по всему Казахстану. Этим можно гордиться, но на этом не нужно останавливаться», - отметила Л. Диас.

О ПРОГРАММЕ «МЕНІҢ ЕЛІМ»

Программа «Менің елім» – это, прежде всего, поддержка регионов и местных сообществ. Регионы являются стратегическим направлением для социальной деятельности «Самрук-Қазына». Это те области, в которых сконцентрированы добывающие или перерабатывающие производства группы компаний: Акмолинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Кызылординская, Актюбинская, Мангыстауская, Атырауская и Западно-Казахстанская области. Основная задача «Менің елім» – эффективно управлять социальными инвестициями, укреплять связь между компанией, местными исполнительными органами и гражданским сектором.

В 2016 году при поддержке акимата Павлодарской области мы запустили программу «Менің елім» в Павлодарской области. В 2017 году идет продолжение программы в Павлодарской области и запуск программы в Мангистауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. И в 2018 году программа будет запущена во всех оставшихся регионах присутствия компаний «Самрук-Қазына».

ЧТО СДЕЛАНО В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «МЕНІҢ ЕЛІМ»

- Стипендиальная программа «Озат» на 2016-2017 учебный год. Цель стипендии – поддержать талантливую молодежь, предоставляя студентам технических ВУЗов именной стипендии АО «Самрук-Қазына». В рамках стипендиальной программы «Озат» 120 выпускников технических ВУЗов Казахстана получили ежемесячные стипендии в размере 30 тысяч тенге на первый семестр 2016-2017 учебного года. На сегодняшний день, определены еще 120 студентов, которые получат ежемесячные стипендии на второй семестр 2016-2017 учебного года.

- Детский туристический поезд «Туған елге саяхат». Проект становится ежегодным: в 2016 году на туристическом поезде в путешествие отправились 150 детей, а в 2017 – уже 400, в два сезона. Цель – всестороннее развитие детей, ориентирование на выбор профессии, приобщение к культуре своего народа, воспитание уважения, гордости за землю, на которой живешь. Чтобы попасть на поезд, дети со всех регионов Казахстана писали сочинения. Если в 2016 году путевку за лучшее сочинение получили 30 школьников, то в 2017 – уже 100 детей от 12 до 15 лет. Кроме победителей конкурса, в туристическую группу поезда включены дети работников производственных профессий группы компаний «Самрук-Қазына» из отдаленных населенных пунктов страны.

- Оснащение общеобразовательных, коррекционных и музыкальных школ по девяти регионам Казахстана. Общеобразовательные школы получают по программе «Менің елім» спортинвентарь для занятий физкультурой, музыкальные – необходимые музыкальные инструменты и оборудование, а коррекционные школы для детей с нарушениями в развитии – специальное современное оборудование и дидактические материалы для обучения и реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи и интеллекта. Примечательно, несмотря на то, что программа заявлена в 9 регионах Казахстана, все 100 коррекционных школ по 14 областям Казахстана получат новое оборудование до конца 2017 года.

- Строительство спортивных и игровых детских площадок по 9 регионам страны. Площадки строятся как в густонаселенных областных центрах, так и в отдаленных районах, где раньше подобного не было. Помимо площадок, возводятся футбольные поля и хоккейные корты, а также – мультифункциональные площадки для игры в баскетбол, мини-футбол, хоккей и проведения множества других спортивных активностей.