Павел Казанцев, депутат мажилиса, член комитета по экономической реформе и региональному развитию
Точно не знаю, но, думаю, что (алфавит - V.) указом президента вводится и все. Это не закон, это процедурная вещь. Сейчас он утвержден и проходит апробацию. Эксперты говорят, что могут быть какие-то изменения после пробационных вещей, и я тоже думаю, что ничего вечного здесь не бывает. Если пойдут какие-то затыки, «узкие места» в использовании шрифтов, я думаю, что по всей вертикали президент может поддержать изменение каких-то частностей <…> Мы проводили очень обширные парламентские слушания (по алфавиту - V.) в начале сессии. Это было понимаемо, оправданно, потому что вопрос большого общественного резонанса. Нормативные вещи, возможно, будут потом (отражены - V.) в отдельных изменениях, (и войдут - V.) в отдельные законодательные акты уже как практика внедрения его (указа - V.) в жизнь. Вот здесь точно парламенту придется поработать. Но это будет уже на стадии, когда будут определены принципиальные форматы, это будет чуть позже.
Бакытгуль Хаменова, депутат мажилиса, член комитета по вопросам экологии и природопользованию
Я сейчас точно не могла бы сказать (будет ли алфавит утверждаться парламентом - V.). Почему? Потому что вы сами прекрасно знаете, что в данный момент будет работать только национальная комиссия (по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику - V.). Указ будет пока проходить апробацию. Только после апробации, может, нужно будет какие-то законопроекты (разрабатывать - V.). Я точно не могу сказать (окончателен ли вариант алфавита с апострофами - V.), я не член комиссии. Приказ был (перейти - V.) с кириллицы на латиницу, но там же не сказано про какие-то варианты. Любой новый алфавит, законопроект - все будет проходить апробацию. После этого комиссия скажет свои решения. После апробации если будет нужно, конечно, будет законопроект. По необходимости.
Бейбит Мамраев, депутат мажилиса, секретарь комитета по социально-культурному развитию
Окончательное решение с учетом мнений всех сторон будет принимать национальная комиссия (по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику - V.), которая вынесет (вариант алфавит - V.) на суд общества, а потом парламента и президента, я так думаю. Хотя вопрос уже неоднократно обсужден, вы хотите знать, что будет за поворотом. Я прошу меня правильно понять: здесь важно, чтобы мы нашли тот приемлемый вариант, который будет принят обществом. Тогда и глава государства, и парламент всегда будут готовы это рассмотреть.
Владимир Божко, заместитель председателя мажилиса
У нас, видите, через парламент идут только законы, а это в принципе решение (о переходе на латинский алфавит - V.), которое принято президентом. Вопрос этот поднят давно, но это вопрос образовательного характера, он не должен проходить (через парламент - V.). Если бы это был закон, он должен был заходить, а поскольку это не закон, это решение ведомственное, правительственное, министерства образования, научных институтов… Мы только законы рассматриваем. Приказ министерства образования, постановление правительства - это все через подзаконные акты идет. Я не думаю, что нужен отдельный закон об алфавите. Нигде в мире нет закона, который объявляет алфавит.
Айкын Конуров, депутат мажилиса, член комитета по аграрным вопросам
Вообще есть еще закон о языках, поэтому наверняка он (алфавит казахского языка на латинской графике - V.) будет еще дорабатываться. У нас впереди еще много времени. Я думаю, он сначала обкатается, а потом уже окончательно будет закрепляться. Потому что те же апострофы, допустим, вызывают же какие-то вопросы у населения, поэтому было четко заявлено, что новый алфавит находится в процессе доработки. Просто есть генеральная линия, которая обозначена указом президента, о том, что мы переходим 100%-но на латиницу, а уже форма самого алфавита, я так думаю, будет претерпевать изменения и уже законодательно закрепляться отдельно. Конечно, окончательный вариант алфавита пройдет через парламент.