Нурсултан Назарбаев, президент
На минувшей неделе Нурсултан Назарбаев, помимо прочего, провел телемост, посвященный Дню индустриализации, во время которого вновь поднял тему офшоров. На этот раз – в более жесткой форме. В частности, Назарбаев сказал, что крупный бизнес «заигрался». «Благодаря политике, которую мы проводим, созданию рыночных условий, мы создали зажиточных богатых людей. И хорошо. И моя цель, чтобы в Казахстане были богатые люди. Теперь выводят капитал из Казахстана, держат за рубежом», - сказал президент.
Он поручил заняться возвратом денег, которые должны работать на экономику премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, пообещав, в случае его неудачи, взяться за этот вопрос лично. «Действующее валютное законодательство позволяет манипулировать условиями контрактов и уходить от ответственности в течение многих лет, - продолжил он. - Сейчас 27 тысяч внешних экономических контрактов имеются задолженность по возврату валютной выручки на сумму 7,7 млрд долларов, которые длятся более двух лет. Законодательство не содержит прямых ограничений. Бакытжан Абдирович, в завтрашнем дне начинайте разработку приоритетных законов, чтобы зажать и заставить, чтобы сюда вернули», - подчеркнул Назарбаев.
«Они бы помогли нашей экономике, поработали в Казахстане, - добавил Назарбаев. - Почему вы так делаете? Зарабатываете на казахстанских ресурсах, работая у нас, держите деньги там? Почему эти деньги не работают на Казахстан, на инвестиции».
Сейтказы Матаев, журналист
Ходатайство об условно-досрочном освобождении главы союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева было одобрено еще в середине ноября, но, пока журналист не вышел на свободу, кажется, многих его сторонников не до конца покидало чувство тревоги. Оно рассеялось на минувшей неделе, 4 декабря, когда Матаев наконец покинул стены колонии.
Однако, комментируя свое освобождение, Матаев был сдержан: он сетовал на то, что его сын Асет Матаев до сих пор находится в заключении. «Особой радости нет, я не считаю себя вышедшим на свободу, потому что мой сын находится в заключении. Это был политический заказ, ни я, ни мой сын вину не признали. Главное - у нас есть дух, за счет этого духа мы держались», - сказал Матаев коллегам, выйдя из колонии.
Как ранее отмечала в комментарии агентству КазТАГ адвокат Матаева Мадина Бакиева, журналисту все так же запрещено занимать руководящие должности, связанные с организационно-распределительными, материально ответственными функциями в государственных, коммерческих организациях.
Главу Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева и его сына, генерального директора агентства КазТАГ Асет Матаева в октябре 2016 года осудили на 6 и 5 лет лишения свободы соответственно. Их обвиняли в хищениях и неуплате налогов. Отец и сын Матаевы свою вину не признали. Они находились под домашним арестом с конца февраля того же года. Адвокаты трижды подавали ходатайства об условно-досрочном освобождении Матаева-старшего.
Бакытжан Сагинтаев, премьер-министр
Довольно активен на прошлой неделе был премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Во вторник, 5 декабря, он председательствовал на Kazakhstan Global Investment Roundtable – мероприятии, в рамках которого ожидалось подписание 12 соглашений на сумму $3,5 млрд. Сагинтаев заявил, что экономика якобы стабилизировалась, а страна готова к новому потоку инвестиций.
«Могу сказать, что после трудностей 2014-2016 годов, связанных с мировыми изменениями, экономика нашей страны стабилизировалась. Благодаря принятым мерам, по итогам 10 месяцев этого года, рост ВВП страны составил 4%. Восстанавливаются инвестиции в основной капитал. И, что отрадно, впервые за долгие годы частные инвестиции превалируют над государственными. Это очень хороший сигнал. Таким образом, могу сказать, что адаптация страны в целом к новой мировой реальности состоялась. Мы выходим на путь экономического роста», - сказал премьер.
Подозреваемые в экстремизме
На прошлой неделе стали известны подробности следствия в отношении троих подозреваемых в призывах к экстремистской деятельности в Алматы; а в Петропавловске КНБ при помощи местной полиции задержало пятерых «граждан одной из стран Центральной Азии», подозреваемых в пособничестве зарубежным боевикам.
Что касается первого случая, то там речь шла о задержанных казахстанцах – неких Жумагулова, Омырова и Абишева. Они, по версии следствия, планировали «силовые акции» против правоохранителей и государственных служащих. Также они якобы намеревались запугивать полицейских звонками с угрозами в их адрес и в адрес их семей. Лидером группы назван Жумагулов, который, как утверждают в ДВД Алматы, «планировал приобрести огнестрельное оружие в Кыргызстане». Кроме того, он, по версии следствия, искал людей, которые, в случае ареста его и предполагаемых подельников, возьмут вину на себя.
Что до задержанных в Петропавловске иностранцев, то на момент их ареста – 8 декабря – решался вопрос об их передаче «правоохранительным органам страны-партнера».
Серикбай кажы Ораз, новый верховный муфтий Казахстана
В минувшую пятницу был избран новый верховный муфтий Казахстана. Им стал Серикбай кажы Ораз, ранее - заместитель главы Духовного управления Казахстана (ДУМК). Собственно, кандидатуру Ораза предложил глава ДУМК Ержан кажы Малгажыулы.
В работе Курултая, на котором избрали нового верховного муфтия, участвовали министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев, члены президиума, Совета Улемов Духовного управления мусульман Казахстана, теологи-ученые, представители интеллигенции, делегаты из регионов страны.
42-летний Серикбай Ораз в 1992 году окончил медресе по подготовке чтецов Корана в Ташкенте. С 1992 по 1994 годы обучался в Университете аль-Азхар (Египет). В 1995-1996 годах обучался в Мировом университете Исламабада. Заочно окончил юриспруденцию в Государственном университете имени Абая. В 2014 году обучался в Египетском университете исламской культуры «Нур-Мубарак» по специальности «Религиоведение». В 2014 году окончил магистратуру по специальности «менеджмент» Костанайского инженерно-экономического университета имени М. Дулатова. Получил степень магистра экономических наук.
В разные годы был наиб-имамом мечети Алматы, преподавателем Исламского института, ректором Исламского университета, уполномоченным имамом Астаны, заместителем председателя ДУМК, заведующим сектором отдела религии акимата Алматы. Женат, имеет семерых детей.