Вице-министр финансов Татьяна Савельева, например, начала выступление с того, что напомнила – закон вводится в действие с 1 января 2021 года в связи с необходимостью провести большую подготовительную работу. В частности, принять пакет подзаконных актов, подготовить персонал, создать информационную систему и закупить необходимое оборудование. И если часть подзаконных актов уже принята, то вот «имеется отставание по такому важному компоненту, как создание автоматизированной информационной системы биометрической идентификации личности».

«В целом финансовые затраты на реализацию закона составляют 36,9 млрд тенге, из них на реализацию проекта по информационной системе требуется 24,7 млрд. Реализация проекта будет осуществляться тремя госорганами МВД с расходами 11,9 млрд, КНБ – 12,6 млрд тенге, министерством юстиции – 88,5 млн тенге», - проинформировала она.

Вице-министр также напомнила, что в 2018 году министерством национальной экономики выделены 19,5 млн тенге на разработку технико-экономического обоснования проекта, которое в МВД уже разработали и отправили обратно на экспертизу.

«По предварительным данным, стоимость проекта по результатам разработки ТЭО может составить 26,6 млрд, что выше ранее обозначенных объемов на 2 млрд. После получения необходимых экспертиз, средства уже дальше будут включаться в бюджет. При этом возможность начала реализации проекта в текущем году еще будет рассматриваться на предмет изыскания соответствующих источников. Наверно, наиболее вероятным видится сценарий, при котором соответствующие средства будут предусмотрены при формировании лимитов расходов на предстоящие три года», - объяснила Савельева.

И если вице-министр финансов констатировала факты, то начальник оперативно-криминалистического департамента МВД РК Алишер Мухамедов сначала рассказал о проведенной работе, а затем начал жаловаться: «Согласно ТЭО создание автоматизированной информационной системы биометрической идентификации лиц (АИС БИЛ – V) предусматривается в 2019-2021 годах, что обеспечит своевременную реализацию закона… Однако в республиканском бюджете на 2019-2021 годы финансовые средства на его реализацию не предусмотрены… Инвестиционные проекты такого уровня не могут быть реализованы в рамках ежегодного уточнения бюджета. В текущем году МВД вопрос о финансировании закона вынести не может ввиду отсутствия экономической экспертизы. При отсутствии же финансирования проекта в 2019 году возникнет необходимость внесения в ТЭО корректировок и повторного прохождения всех процедур заново. С учетом этого мы окажемся в подобной же ситуации в 2020 году, а срок введения закона в действие будет сорван».

В этой связи он подчеркнул, что, принимая во внимание необходимость обеспечения своевременной реализации указанного закона, «МВД считает, что в случае отсутствия финансирования закона в первом полугодии текущего года, его реализацию необходимо перенести на более поздний срок».

Тут же вице-министр нацэкономики Руслан Даленов заявил: «По состоянию на вчерашний день ТЭО для экономического заключения в наше министерство еще не поступило. Сегодня было сказано, что все сопутствующие экспертизы от других министерств получены, и сегодня, по заявлению министерства внутренних дел, уже будет внесено в наше министерство ТЭО. Теперь согласно процедурам у нас есть 30-дневный срок для выдачи такого заключения. Учитывая важность, нужность и срочность этого проекта, мы обеспечим максимально быстрое прохождение экспертизы и выдачи положительного заключения».

В Миннацэкономики осознают, что в текущем году «критично начать финансирование данного проекта» с тем, чтобы в следующем продолжить и завершить.

Зато в КНБ придерживаются противоположного мнения. Заместитель начальника департамента информационной безопасности ведомства Виктор Арсенов уверен, закон можно начать реализовывать раньше установленного срока.

«Комитетом национальной безопасности технико-экономическое обоснование рассмотрено. Единственное у нас было предложение – перенести сроки с 2021 года на 2020 год. Мы сейчас начали полную модернизацию системы контроля пересечения государственной границы, которой предполагаем внедрение системы биометрических данных и идентификации лиц при прохождении границы».

По его словам, КНБ планирует уже сейчас закупать оборудование, и в 2020 году «внедрять опыт».

«Поэтому мы крайне заинтересованы в реализации данного проекта для обеспечения безопасности», - заверил Арсенов.

Депутаты, которые изначально хотели задать вопросы и даже запланировали свои выступления, полностью изменили свои изначальные планы.

«Вообще-то у меня были вопросы на двух листах в обеих сторон. После того, как мы сейчас заседаем здесь, у меня вообще отпало желание не только вопрос задавать, имея такую организацию. До сегодняшнего дня у меня было мнение, что это вопрос только финансирования. Сейчас уже кардинально меняются все эти мнения», - возмутился сенатор Нурлан Бекназаров.

По его мнению, для решения проблем министерству финансов необходимо утвердить и разработать финансовый план по реализации закона. И в данный план должны входить «конкретные мероприятия и сроки по их реализации, включая выделение бюджетных средств, конкретные сроки, конкретные лица, кто за это отвечает».

Представитель МВД – директор «Информационно-производственного центра», который, собственно, занимается документированием населения, тут же заявил, что «необходимо закупить оборудование и, не дожидаясь 2021 года, начиная с 2020 года, заниматься потихоньку сбором отпечатков пальцев» граждан через ЦОНы.

«У меня тогда сразу вопрос, если вы готовы: какой мощности должно быть оборудование? И сколько человек на сегодняшний день у вас диктилоскопировано?», - тут же поинтересовалась депутат Сауле Айтпаева.

«Дактилоскопировано будет все заново», - отметил представитель МВД.

«Сколько дактилоскопировано по состоянию на утро?», - вновь уточнила Айтпаева.

«У нас нет ни одного человека», - констатировал чиновник, признав, что и оборудования-то нет.

«Три года прошло (с момента принятия закона – V), а у нас получается организационные, материально-технические, кадровые вопросы, все аналитические данные устарели, а нет новых исходников. Даже нет ТЭО!», - возмутилась сенатор.

Для решения проблемы она предложила правительству создать специальный план действий по закону и прописать в нем ответственных лиц и сроки выполнения. А в последующем вообще «не принимать законы без предоставления в комитет конкретных мероприятий по реализации законов».

«Получается Мининформации и коммуникаций, МВД, все те другие министерства, которые участвуют в этом, я понимаю, ни разу не сбирались вместе, не обсуждали этот вопрос. Сделали крайним Минфин, что не выделили средства. Но он действует в соответствии с законом, потому что на любые средства должны быть обоснования», - подчеркнула она.

Вице-министр финансов Татьяна Савельева вновь признала, что законопроект по уточнению бюджета планируется внести в парламент в марте, и выразила сомнение, что «МВД успеет внести предложения» к этому сроку.

«Я вижу, что МВД необходимо посмотреть, пересмотреть объем финансирования по годам. Возможность заключения трехгодичных договоров законодательно предусмотрена законом «О госзакупках», прописана. Поэтому, наверно, нужно реально оценить, теперь уже по выходу заключения на ТЭО, как будем реализовывать, какие объемы средств в каком году нужны, и уже дальше работать в этом плане», - заключила она.

Резюмировал обсуждение председатель комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената Георгий Ким: «Вы заново нам объясняете все трудности, с которыми вы сталкиваетесь и с которыми вы не работаете… Мы же всех вас пригласили, чтобы обсудить вместе. А получается, у одного ведомства своя свадьба, у другого ведомства – своя свадьба. И не можете даже в трех соснах разобраться. Так же нельзя. Надо разобраться. Комплексная программа должна быть, и там все должно быть отражено: по графику, по исполнению, по итогам решения вопросов, тогда сегодня может быть и не обсуждали этот вопрос».