«Задачи законопроекта исходят из поручений главы государства. Первое, это защита экономической безопасности страны, борьба с теневой экономикой. Вторая, защита жизни и здоровья граждан. Так реализуются ли поставленные президентом цели и задачи в данном законопроекте?! Я бы сказала — не в полной мере!», — заявила сенатор.
Все дело в том, что, по ее мнению, правительством до сих пор объективно не определен фактический объем производства и оборот теневой водки и спирта.
«По правительственным данным в стране 25-30% теневого алкоголя. А по оценке независимых экспертных компаний как Аэс Нилсон, Асс — выше 50%. Разница в два раза», — подчеркнула она.
Затронула Джалмагамбетова и вопросы борьбы с теневым производством. Так, в пояснительной записке правительства к данном законопроекту говорится: из 39 предприятий, производящих алкоголь в стране 80% товаров приходится на 7-8 предприятий. Установлено, что 60% производителей спирта используют производственные мощности менее, чем на 30% и 70% производителей водки менее, чем на 20%.
«Вот последняя категория предприятий как раз осуществляет нелегальное производство ибо при составлении бизнес плана любого предприятия закладывается мощность объем выпуска и реализации и рентабельность, — сказал она. — Значит, процент использования мощностей — это способ контроля за теневой водкой и спиртом. По примеру российского законодательства правительство вводит такой способ борьбы, но половинчато. Некоторые мои коллеги при обсуждении говорят, что это нецивилизованный метод борьбы с теневой экономикой. Но в цивилизованном западе никому не придет в голову гнать по ночам теневую водку или спирт».
По ее словам, правительственный вариант по минимальному использованию мощности на
«Надо было принять хотя бы меры, предложенные в мажилисе — минимальные использование мощности до 50% и соответственно по годам. Объем производства оставить не 100 000 декалитров а хотя бы 200 тысяч, потому что фактически сегодня существует эта норма почему мы ее снижаем. Эти меры позволили бы сократить значительно так объем теневого бизнеса, так и увеличить поступление налогов с 10, 7 млрд тенге акцизов сегодня до 25-30 млрд тенге завтра. Неужели нам эти деньги не нужны?» — задалась вопросом сенатор.
Тему борьбы с теневым производством алкоголя продолжил сенатор Икрам Адырбеков. По его словам, предприятия, производящие алкогольную продукцию в стране загружены всего на 25%.
— Как они эффективно работают, как не обанкротились? Или они сто процентов потенциал используют другими путями, которые вы не учитываете? В ночное время поставляют или как?«, — поинтересовался он
«Да, есть теневые пути, теневое производство, которое производится в ночное время, — признал заместитель премьер-министра — министр финансов Бахыт Султанов. — (...) За один день сократить до минимального уровня этот показатель нельзя. Но мы постепенно будем повышать процентные ставки (загруженности производства) и все эти меры будут направлены на снижение теневого рынка».
А вот сенатора Айтаханова заинтересовал вопрос алкогольной зависимости казахстанцев. Так, по его словам, «наша нация, предки не знали, что такое водка, однако последние 70-80 лет по потреблению спиртной продукции мы занимаем 34 место».
«Получается, мы уже больших результатов достигли, — подчеркнул он. — Что сделать, чтобы мы заняли 150 место по непотреблению водки?», — спросил он у министра.
Под громкий смех коллег Бахыт Султанов дал понять депутату, что это не совсем его вопрос. И напомнил, что в стране принята государственная программа «Саламатты Казахстан» и другие документы.
«Конечно, мы не можем это остановить только при помощи запретов или не разрешений. Мы не можем это запретить, потому что у нас есть исторический опыт в этом плане. Надо проводить планомерную работу», — отметил он.
Несмотря же на критику, депутаты одобрили представленный им законопроект сразу в двух чтениях. Таким образом, он направляется на подпись президенту. Напомним, законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» три блока поправок. Первый предусматривает увеличение ставок акцизов и минимальной розничной цены на алкоголь. В частности, за период с 2014 по 2016 годы, ставки акцизов увеличиваются в 3,1 раза. Соответственно, закрепляется, что в 2014 году ставка акциза — 1000 тенге на литр спирта, минимальная цена — 1120 тенге за литр.
Вводятся дополнительные ограничения по местам продажи алкогольной продукции. в списке запрещенных — здания и территории организаций здравоохранения, детские учреждения, физкульткрно-оздоровительные, спортивные, и спортивно-технические сооружения, стадионы, и автозаправочные станции.
Увеличивается и запрещенное для продали алкоголя время — предлагается ввести запрет на период с 21.00 до 12.00 следующего дня.
Усиливается и ответственность за реализацию алкогольной продукции лицам до 21 года. предлагается ужесточить санкцию — в два раз увеличив размер административного штрафа (сейчас это 5 МРП).
Одновременно предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от детских учреждений и организаций образования.
Изменить предлагается и правила торговли алкоголем. Так, предложено увеличить размер лицензионного сбора для производителей, а также установить ежегодный лицензионный сбор для оптовых и розничных продавцов алкогольной продукции.
Предлагается ужесточить и административную ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции, предусмотрев дополнительную санкцию в виде конфискации продукции, по грубым правонарушениям предусмотреть лишение лицензии.
Еще одной мерой борьбы с теневым рынком, по мнению разработчиков, станет установление минимального процента использования мощности производства. По данным минфина, сегодня 13 из 17 спиртовых завода используют мощности менее чем на 30%. Правительством предложено установить такие минимальные требования: с 2014 года минимальная загрузка мощностей — 20%, с 2015 года — 30%, с 2016 года — 40%.