По словам вице-министра образования и науки Такира Балыкбаева, все проблемы в образовательном процессе высших учебных заведений идут от недостатка финансирования.

 

«Объем государственного финансирования системы высшего образования в 2013 году составил 106,5 миллиардов тенге. А в странах Европы госрасходы на систему высшего образования составляют 2,2 процента от ВВП», - пожаловался вице-министр. 

 

По его словам, созданная в 1999 году модель финансирования высшего образования до сегодняшнего дня практически не претерпела изменений. И это несмотря на то, что сегодня ставится совершенно новые задачи по повышению качества и конкурентоспособности высшего образования. В частности, по его словам,  одной из самых низких в мире остается зарплата казахстанских преподавателей, которая «составляет 80 тысяч тенге и почти в 3 раза меньше по сравнению с другими странами».

 

Ректор Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева Бахытжан Куанышев обратил внимание присутствующих на другие проблемы. По его информации, подготовка специалистов, которые приходят сегодня на производство, оставляет желать лучшего.

 

«Дарига Нурсултановна, Казахская академия транспорта и коммуникаций – основной акционер КТЖ. Я сам 12 лет проработал на производстве послевузовской системы, и за это время специалисты, которые приходили к нам на железнодорожный транспорт с каждым годом минимизированы. Это говорит о том, что качество специалистов, которых готовили в рамках существующей системы подготовки, она не обеспечивалась соответствующе», - признал он.

 

По его словам сегодня также необходимо обратить внимание на функционирование казахстанской системы высшего образования в рамках Таможенного союза.

 

«Система высшего образования как стратегический фактор во многом подчиняется рыночным законам. И здесь чрезмерная регламентированность со стороны МОН РК привела к заметному оттоку потенциальных наших студентов, особенно из Северных, Западных областей в Россию и страны Европы», - добавил он.

 

По его мнению для решения данной проблемы при дальнейшем реформировании системы высшего образования необходимо синхронизировать принимаемые меры со странами-партнерами по интеграции и «спрогнозировать возможные последствия в целом, для казахстанской системы высшего образования, чтобы недопустить оттока потенциальных студентов в страны ТС и другие зарубежные страны».

 

В свою очередь, депутат мажилиса Дарига Назарбаев обратила внимание на то, что сегодня в университет идут не ради специальности, а «ради диплома о высшем образовании». То есть, студенты заранее знают, что по выбранному направлению работать не будут.

 

«Это одна из самых острых проблем на сегодня, о который все мы знаем. И неоднократно об этом говорили. Как вы смотрите на то, если ввести новый порядок аккредитации или оценки деятельности ВУЗа. То есть, ответственность ВУЗ несет от первого дня учебы студента в университет и до того момента, когда он утроился работать по специальности», - обратилась она к вице-министру.

 

«Действительно, это очень актуальная проблема для системы образования», - признал Балыкбаев.

 

По его словам, чтобы выпускники шли пошли конкретно работать необходима заинтересованность бизнеса и индустрии. Именно для этого МОН планирует включать представителей индустрии и бизнеса в наблюдательные советы и в управление университетами.

 

«Также сегодня содержание образования мы будем (внедрять) через квалификационные, отраслевые рамки квалификации, через профстандарты будем приближать к требованиям рынка труда. Мы считаем, что такие пути возможно будет решать», - добавил он.

 

Кроме того, Назарбаева поинтересовалась, как увеличение финансирования ВУЗов и повышение зарплаты педагогов скажется на качество подготовки специалистов.

 

«И какая тут связь? Я пока ее лично не могу проследить», - заключила она.

 

«Создание условий для преподавателей для развития и материальное – это позволит ему качественно вложить свой потенциал на развитие своих студентов, это может дать результат. Это опыт мира», - ответил вице-министр.

 

Тут же Назарбаева вспомнила о теневых доходах преподавателей, которых, по мнению вице-министра сегодня в ВУЗах практически нет.

 

«Ну да…а за зачет, за экзамены? Тарифы есть. Вот потому-то у вас за 80 тысяч спокойно себе преподаватели и чувствуют в ВУЗах, да?», - утверждала депутат под дружных смех коллег.

 

Балыкбаеву пришлось признать, что эта проблема остается, но вице-министр пообещал, что министерство собирается с этим бороться и планирует изучить ситуацию. А уже после внедрять прогрессивные методы для повышения транспарентности ВУЗов.