Vласть: Али Абильдаевич, вы были одним из инициаторов и авторов проекта по предоставлению услуг инватакси. Мы решили обратиться сразу к вам, чтобы узнать из первых уст, почему люди с инвалидностью стали часто жаловаться на услуги инватакси.
Али Аманбаев: Я автор данного проекта в кавычках. Я обобщил мировой опыт по предоставлению услуг инватакси и предложил внедрить его в Казахстане. Мы шли к этому десять лет. В 2010 году услуги инватакси начали предоставляться по всему Казахстану, произошло это благодаря общему проекту алматинского городского общества инвалидов, союза инвалидов и фонда «Саби». Стоит отметить, что финансируется проект полностью за счет государства. Сейчас в Алматы работают две основные службы инватакси: для людей с инвалидностью по зрению и для людей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. При распределении бюджета, финансовые средства были поделены пополам на обе службы, в равном соотношении. А теперь подумайте: инватакси для незрячих обслуживает в среднем около 172 человек в день, а такси для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата – 370 человек. Теперь соотнесите эти цифры. Одинаковый бюджет и одинаковое количество транспортных средств (31 млн. тенге и 14 машин на каждую службу - прим. V) Это очевидно, что нам приходится временно приостанавливать услуги инватакси для людей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, потому что у нас раньше заканчиваются. При помощи властей мы нашли средства, чтобы восстановить работу инватакси, обещают, что их хватит до ноября.
V.: А что будет потом? И еще такой вопрос, разве для людей с инвалидностью по зрению необходимы спецмашины?
А.А.: В том то и дело, что нет. У нас большие машины, которые расходуют минимум 19 литров на 100 километров. У инватакси есть подъемники и прочие технические нюансы, которые позволяют людям на инвалидных колясках комфортно пользоваться услугами инватакси, а у такси для незрячих – обычные машины, они даже бензин расходуют в два раза меньше. Это необъективно — распределять общий бюджет пополам. Дело в том, что я стал жертвой своих же предложений. Я когда-то отстоял право людей, имеющих инвалидность по зрению, также пользоваться услугами инватакси, хотя в мире практически нигде нет такой услуги. По моей информации, услуги инватакси для незрячих действуют только в Казахстане и в Бурятии. Я знаю, что незрячим тяжело. Если бы для них была подходящая инфраструктура, к примеру, как на западе, может быть, я бы не стал браться за это дело. Но вы знаете, какие у нас условия.
V.: А как же спонсоры? Вы не искали помощи со стороны?
А.А.: Когда эта идея зародилась, у нас были спонсоры. Небольшие организации, которые просили не говорить о них. Они покупали нам резину каждый сезон. В день одна машина проезжает 200 километров. В месяц получается около 4 тыс. километров. Также нам помогали с бензином. Сейчас радует, что стоимость бензина упала, а помните, когда она очень сильна подскочила? Нам не хватало бюджетных денег, но благодаря спонсорам мы как-то выкручивались из положения. Сейчас мы ищем спонсоров, которые бы нам хоть немного, но помогли. Мы готовы принять спонсорскую помощь и обеспечить полную прозрачность. Нам нечего скрывать. Наша главная статья расхода – это ремонт. В этом году автомобилям исполнится шесть лет, а срок эксплуатации этих машин как раз шесть-семь лет, после уже требуется капитальный ремонт.
V.: Что вы будете делать, если не найдете деньги?
А.А.: Самый наихудший исход событий – это сокращение штата службы инватакси, но мы постараемся этого не делать. Тем более мы постараемся сохранить нашу диспетчерскую службу, потому что там работают люди с инвалидностью. Мы сейчас не шумим, мы понимаем, что кризис. Но потребности с каждым днем увеличиваются. Раньше, мы, к примеру, могли обеспечивать до 140 поездок в день, сейчас только 70. Возможно, с помощью акимата мы будем поднимать данный вопрос на более высоком уровне.
V.: На каком уровне?
А.А.: Чтобы не было затруднений в работе инватакси, на уровне государства необходимо досконально просчитать бюджет. Я уже предлагал эту инициативу, но министерство юстиции почему-то не утвердило, хотя министерство финансов пошло на встречу. При расчете бюджета необходимо брать во внимание ремонт техники, замену резины, содержание и техническое обслуживание. Более того, автомобили стареют, а никаких накоплений на новый автомобиль у нас нет (стоимость спецмашины около 10 млн. тенге - прим. V). Данная проблема есть не только в Алматы. К примеру, в Караганде машины уже тоже износились. Мы, если честно, уже привыкли, что именно людям с инвалидностью бог посылает испытания. Но мы справимся.