Название: «50 оттенков серого» (Fifty Shades of Grey)

Выход в прокат: 12 февраля

Стоимость билета: от 700 до 8000 тенге

Просмотрено: за 125 минут

Актеры: Дакота Джонсон, Джейми Дорнан

Главная причина, по которой стоит сходить: только чтобы услышать на большом экране вопрос, на который ответит не каждый зритель – «а что такое анальная пробка?»


Анастэйша Стилл (Дакота Джонсон) - хорошенькая, но наивная до некоторого тупоумия студентка филфака, подрабатывающая в магазине строительных принадлежностей. Близкие зовут ее Ана, живет она с соседкой-журналисткой, и та, приболев, отправит героиню вместо себя на интервью с 27-летним миллионером Кристианом Греем. Интервью Ана провалит (нельзя прийти на беседу без ручки, чудом не забыв дома диктофон, и читать с бумажки банальные вопросы), но ее застенчивость и привычка чуть что покусывать нижнюю губу приглянутся молодому капиталисту – его не смутит даже заданный в лоб вопрос «А вы не гей ли?». На следующий день Грей заявится на работу Аны, многозначительно купит набор кабельных стяжек и пару видов изоленты, и окончательно вскружит девице голову. Затем будет еще полтора часа совершенно невразумительных диалогов, ничего не значащих сюжетных подробностей и близкое знакомство как с оттенками мистера Грея, так и с его «комнатой наслаждений», которую Ана резонно назовет «пыточной камерой».

Впрочем, подогретый многомесячной рекламной кампанией зритель пойдет в кино, конечно, не ради художественных ценностей картины. «50 оттенков серого», как известно, постановка мирового бестселлера, который ценен, во-первых, тем, что вернул садомазохизм в мейнстрим чуть ли не впервые со славных времен Альфонса Донасьена де Сада и Леопольда фон Захера-Мазоха. Во-вторых, это книга, которую с момента выхода называют mom porn («порно для мамочек»), отражая ее популярность именно что у женщин среднего возраста, которые переросли подростковые страсти «сумеречной саги» («Оттенки» начинались как фан-фикшн на тему «Сумерек» Стефани Майер). Так что ожидания от картины у мало-мальски подготовленной аудитории вполне ясные и четкие: зритель рассчитывает на шок и скабрезности, поданные в обертке легитимного голливудского блокбастера. И кого-то, наверное, картина не разочарует.

То есть, в «Пятидесяти оттенках…» и плеть свистнет, и тела сойдутся в жаркой схватке, и героиня издаст томный вздох, и камера скользнет (и не раз) по волнующим изгибам. И в то же время, самой разнузданной частью картины все-таки станет деловая встреча в офисе Грея, когда полностью одетые протагонисты начнут обсуждать детали контракта, который узаконит их отношения. Тогда-то и прозвучат – впервые, наверное, на моей памяти, - на весь кинозал слова: «Подвешивание? Вычеркиваем. Генитальные зажимы? Убираем их. – Считайте, что их и не было, мисс Стилл! – Вибратор и фаллоимитатор – да, но вот что такое анальная пробка?!»…

Впрочем, фильм метит, конечно, не в шедевры эротического кино - хотя рискует им стать для нынешнего поколения – последние вменяемые экзерсисы на эту тему случились давным-давно, никто уже не снимает фильмов в духе «Девяти с половиной недель» (псевдо-артхаусы в духе «Нимфоманки» фон Триера не в счет). Не метит он и в категорию «кино-шок» - как бы не старались, например, казахстанские власти ограничить и воспрепятствовать, жгучие фильмы в жанре БДСМ можно посмотреть на мобильном телефоне прямо сейчас, человека эпохи интернет-порно мало что может удивить, - и создатели фильма это понимают. «50 оттенков…» - это современная романтическая история для женщин. Собственно, на это указывает  и дата релиза. Выход «Оттенков» накануне Дня святого Валентина метит  в женскую половину кино-аудитории – и уж ее-то он  удовлетворит в полный рост. Тут есть все, что может понравиться девам всех возрастов: романтика полетов на вертолете над сияющим огнями мегаполисом, щедрые дары воздыхателя, чудесные интерьеры богатых квартир, и, наконец, загадочный альфа-самец с неясной, но явной травмой, которого надо спасти, обогреть и исправить. Этим героиня, впрочем, займется в следующих фильмах (у «50 оттенков серого» существуют две книги-сиквела).

Автору же этого отзыва на фильм интересно, скорее, другое: как скоро отечественные патриоты, ревнители нравов и депутаты очнутся и осознают, что в кинотеатрах широко идет фильм, в котором герои совокупляются четверть экранного времени, делая это при помощи иногда кнута, иногда крепкой веревки, - и на эту вакханалию, затаив дыхание, смотрят казахстанские женщины? Те самые казахстанские женщины, чью честь и достоинство блюдут все, кому не лень, прошенные и непрошенные. Казахстанские женщины, которые, по наблюдениям автора, смотрят это все затаив дыхание и бросив попкорн с колой. Чувствую, иные депутаты слегли бы с несварением желудка или гипертоническим кризом, узнай они, что из битком набитого зала ни одна гордая степнячка не вышла, прикрывая лицо платком от соблазна и харама, в те моменты, когда садист-миллионер бичевал свою партнершу по любовным играм.

Впрочем, главное достоинство фильма заключается в том, что теперь широчайшие зрительские массы вполне уяснили себе значения терминов «доминант» и «сабмиссив», раньше ведомые только завсегдатаям порно-форумов. Ну, все правильно – искусство должно просвещать.