Маргарита Бочарова, Vласть
Новый учебный год, который начнется для школьников чуть больше чем через два месяца, обещает принести с собой некоторые позитивные с точки зрения государственной политики изменения. Компонент нравственно-духовного воспитания, например, пополнится акмеологическими вкраплениями. Vласть вспоминает, какие еще новые предметы государство инициировало для внесения в программу обучения, и какие из них все-таки заняли отдельную строку в школьных дневниках.
Почти год назад, 10 июля 2012 года, глава государства, призывая казахстанцев к формированию «общества всеобщего труда», посетовал на то, что в отечественных учебных заведениях отсутствуют «инновационные курсы». Не откладывая в долгий ящик, Нурсултан Назарбаев озвучил недостающие школьникам предметы, среди которых оказались «Казахстанское право», «Краеведение» и «Акмеология», и незамедлительно поручил министерству образования внести предложения по внедрению данных дисциплин.
В преддверии же нового учебного года чиновники от образования решили отчитаться о проделанной работе и в виде незамысловатой инфографики сообщили, что ими разработаны учебные программы «Самопознание» с усилением акмеологического компонента, внедрен интегрированный предмет «Человек. Общество. Право» и разработан элективный курс «Краеведение».
Среди трех озвученных президентом курсов наибольшее недоумение у родителей школьников может возникнуть в отношении так называемой «Акмеологии», и объяснять необходимость ее введения, вероятно, придется не меньше, чем в свое время доносили до общества суть предмета «Самопознание». Опытные акмеологи объясняют, что предметом акмелогии как науки являются как объективные, так и субъективные факторы, способствующие или препятствующие поступательному развитию личности по направлению к «вершинам» жизни.
В зарубежной психологической мысли акмеологию не стали выносить в отдельное направление. По тому же пути, очевидно, пошло и отечественное министерство образования, когда решило ограничиться включением «акмеологического» компонента в уже существующую программу обучения, где и так на протяжении последних 13 лет присутствует предмет, призванный всесторонне раскрыть потенциал обучающихся – «Самопознание».
Эта учебная дисциплина, идеологом которой является первая леди страны Сара Назарбаева, с 2010 года входит в обязательную часть программ дошкольного, школьного и вузовского образования. В начальной школе «Самопознание» уменьшило количество классных часов, а в среднем звене предмет заменил собой «Этику и психологию семейной жизни». Таким образом, раз в неделю учащиеся собираются в «круг радости» и проникаются царящей в коллективе дружеской атмосферой, которую потом, по заверениям некоторых педагогов, приносят и домой.
Подготовка преподавателей этого предмета уже поставлена на поток: например, еще в 2009 году в Алматы был открыт гуманитарный колледж гармоничного развития человека «Самопознание», который выпускает специалистов для работы в дошкольных и школьных учреждениях. Педагогический состав высших учебных заведений предмет «Самопознание» также, отнюдь, не отвергает. Ректор Таразского государственного педагогического института Аскар Абдуалы в своей недавней статье даже назвал его не иначе как «отечественным брендом, позволяющим осознать миссию современного образования».
Возвращаясь к программному выступлению главы государства на тему социальной модернизации, справедливости ради стоит отметить, что тогда же Назарбаев поручил правительству «осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях». Пока министерство образования прорабатывает возможные варианты исполнения поручения президента, ряд учебных заведений в городе Семипалатинск еще в начале минувшего учебного года ввели такие дисциплины как «История Восточного Казахстана» и «Региональный компонент истории Казахстана». Именно таким образом преподаватели попытались решить проблему отсутствия у учеников интереса к истории родной страны. Относительно изменения самого формата преподавания никаких данных пока не поступало.
Между тем в обществе не утихают дискуссии относительно необходимости введения в школьную программу предмета, нацеленного на половое воспитание подрастающего поколения. На уровне парламента в прошлом году этот вопрос поднимался не единожды и неизменно вызывал заметный общественный резонанс. В феврале 2012 года член мажилиса Айткуль Самакова заговорила о необходимости такого предмета как «Школьная медицина» «с особым вниманием по вопросам сексуального поведения подростков». В качестве аргументов мажилисвумен привела данные о том, что «в Казахстане ежегодно регистрируется до 8 тыс. абортов у девочек в возрасте от 15 до 18 лет».
Ее коллега, Надежда Петухова, выступая в октябре в мажилисе на семинаре, посвященном охране репродуктивного здоровья граждан, такими данными не оперировала, однако заметила, что безрезультативные попытки включения в школьную программу соответствующего предмета предпринимаются с 1996 года. В своей статье для журнала «Алау» член мажилиса откровенно писала: «Попытки внедрения в учебную программу предмета «Этика и психология семейной жизни» предпринимались и ранее. Но чтобы эта затея не обернулась профанацией, не следует повторять ошибок и заставлять учителей, грубо говоря, надевать презерватив на банан».
Идея парламентариев о необходимости полового воспитания школьников министерству образования не претит, однако и спешить ее реализовывать пока никто не собирается. Министр образования Бакытжан Жумагулов еще в прошлом году отмечал, что вопросы полового образования школьников будут включены в программу «Самопознания», а вообще «у нас не безразмерная учебная программа».
Несмотря на это в ней все-таки найдется место для еще одного предмета – с 2017 года для всех учеников 9-х классов обязательной дисциплиной станут «Основы религиоведения». Именно такая установка содержатся в презентованном в конце мая текущего года проекте государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Официальный представитель генеральной прокуратуры Нурдаулет Суиндиков пояснил, что программа нацелена, в том числе, на то, чтобы всех учащихся средних, средних специальных и высших учебных заведений охватить «объемом религиозных и светских знаний, необходимым для осознанного отношения к окружающей реальности и критического восприятия получаемой религиозной информации». На протяжении последних четырех лет религиоведение в школах преподавалось исключительно в качестве факультатива.
Таким образом, перекраивают образовательные программы в Казахстане намного реже, чем об этом говорится на публичном уровне. Вероятно, поэтому глава государства и обратил внимание на то, что «по существу, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках», по-прежнему не учитывающих индивидуальных особенностей учащихся. Какова вероятность того, что положение в скором будущем изменится, неизвестно – ясно одно, духовно-нравственные качества молодежи заботят государство все больше и больше.