«Черного списка в компании нет. Согласно нашего законодательства, каждый пассажир, каждый гражданин Казахстана имеет право перемещаться без всяких ограничений. Поэтому мы не имеем права внести его в список и ограничивать передвижения», - сказал он.
Однако, в качестве предупредительной меры, в авиакомпании разработана другая процедура – «серый список», в который вносятся деструктивные пассажиры – те, которые создают угрозу безопасности полетам.
«Когда их вносят в «серый список», человек находится около 18 месяцев в этом списке. «Серый список» работает таким образом: если человек был внесен в этот список, при покупке очередного билета он будет сразу обнаружен, и кассир, который будет продавать билеты, сразу скажет: «Вы в прошлый раз вели себя неадекватно, поэтому мы вас помним». Естественно, пассажир уже будет находиться под каким-то впечатлением. Когда он придет на регистрацию, ему опять скажут: «А, это вы, мы вас помним». То есть, никаких ограничений на его конституционные права не наложат – он будет зарегистрирован, посажен на рейс. Он будет просто под этим надзором находиться. Естественно, человеку неприятно», - пояснил Оспанов.
При этом он посетовал, что сегодня процент деструктивных пассажиров достаточно велик, и он самым непосредственным образом влияет на затраты компании. «Они дополнительные расходы вносят – возврат самолетов, задержки самолетов. Грубо говоря, одна минута задержки самолета обходится авиакомпании в 100 долларов, - посетовал вице-президент «Эйр Астаны». - Поэтому каждый раз, если какой-то деструктивный пассажир ведет себя неадекватно, делается высадка пассажира, делается повторный досмотр – до полутора часов, это те деньги, которые мы теряем, и которые можно сэкономить и каким-то образом влиять на тарифную политику».