Маргарита Бочарова, Vласть

 

 

В Казахстане уже давно вошло в привычку слагать оды о неограниченном туристическом потенциале республики. Еще более популярным в последнее время становится говорить о грядущем наплыве туристов, сравнимом, пожалуй, разве что с масштабами очередного переселения народов. Но пока этого не случилось,  самое время изучить основной турпродукт Казахстана – экотуризм – и рассказать то, чего о нем не знают казахстанцы.

 

Прежде чем обосновать утверждение о том, что экотуризм представляет собой основной туристический продукт Казахстана, необходимо кратко остановиться на самом определении этого термина. Известно, что в международный обиход термин «экотуризм» ввел мексиканский экономист-эколог Гектор Цебаласс-Ласкурейн. Ученый под экотуризмом подразумевал «путешествие с ответственностью перед окружающей средой», которое оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду и позволяет местным жителям получить от него социально-экономические выгоды. Необходимо заметить, что определение международного общества экотуризма никак не противоречит первоначальному, добавив в него лишь культурный аспект.

 

Дагмар Шрайбер, эксперт информационного ресурсного центра экотуризма в Алматы, в одном из своих докладов на научной конференции отмечала, что одной из бед экотуризма в Казахстане является его узкое понимание – по ее словам, казахстанцы склонны ошибочно вкладывать в это понятие «весь отдых на природе». Государство в своих попытках дать определение всемирно известному термину также далеко не продвинулось: на официальном ресурсе министерства туризма и спорта «экологический туризм» определяется как «разновидность природного туризма, объединяющего людей, путешествующих с научно-познавательными целями».

 

В действительности для каждой области Казахстана уже давно определены виды экологического туризма, которые могут привлечь сюда желающих отдохнуть, и они, отнюдь, не ограничиваются «познавательным» туризмом. Например, для Западного Казахстана среди прочих выделяют «паломнический» вид экотуризма, для Восточного Казахстана – «лыжный», для Центрального Казахстана – «водный», а для Южного Казахстана – «исторический».

 

Уже около четырех лет назад отечественные эксперты, занимающиеся вопросами экотуризма в Казахстане, говорили о том, что интерес на данный вид туристического продукта составляет чуть более 60% от общего потенциала, что в абсолютном выражении составляет почти 9 млн. человек. О современном положении вещей остается только догадываться, если учесть, что, предположительно, объем рынка услуг экотуризма во всем цивилизованном мире ежегодно возрастает на 20-30%.

 

Отойдя от чисто теоретических вопросов определения «экотуризма», следует обратиться к его практическому воплощению. В Казахстане экотуризм, по словам доктора экономических наук Александра Кайгородцева, «зачастую ассоциируется с расширением возможностей для посещения туристами особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и сельских территорий». На сегодняшний день на территории республики находятся 118 ООПТ, в том числе 11 государственных национальных парков, которые представляют потенциальный интерес для туристов.

 

Однако, по официальным данным, на сегодняшний день к реализации туристического потенциала национальных парков приступили только в отношении четырех из них: «Иле-Алатауский», «Баянаул», «Кокшетау» и «Алтын-Емель». Для каждого из них разработаны генеральные планы, которые позволят «оптимально определить планируемые места размещения основных объектов туризма» на их территории.

 

«На специально выделенных участках национальных парков организовано 84 туристских маршрута и экскурсионных троп, протяженность которых составляет более 2 тыс. км, оборудовано 36 смотровых площадок, 58 бивуачных площадок и лагерей, установлено 750 аншлагов и информационных стендов и указателей», - докладывает министерство туризма и спорта об итогах проделанной в парках работы.

 

Турист Георгий Сухачев действительно отмечает качественное обустройство мест отдыха на озере Каинды в Иле-Алатауском национальном парке, однако убежден, что это «не столько заслуга государства, сколько егерей самого национального парка». Кроме этого, собеседник Vласти уверен, что «государство вряд ли имеет какие-либо адекватные инструменты развития внутреннего туризма в РК». Дагмар Шрайбер, в свою очередь, убеждена, что «в заповедниках и национальных парках чаще можно увидеть гильзы, чем живых представителей млекопитающих».

 

Развитием экотуризма в сельской местности государство, судя по сухим статистическим выкладкам и многочисленным свидетельствам экспертов, пока не озаботилось. В настоящее время в сфере экотуризма, по некоторым данным, функционирует более двадцати неправительственных организаций, часть которых решилась на создание своих собственных туристических фирм. Кроме НПО вопросы развития экотуризма в Казахстане волнуют и некоторых неравнодушных граждан, которые, проживая на селе, организуют необходимые для приема туристов условия на дому.

 

В настоящее время на территории республики функционируют 15 так называемых экосайтов, которые представляют собой «деревни, в которых жители принимают гостей согласно концепции сельского экотуризма». Экосайты поддерживаются усилиями порядка 50 гостеприимных семей, проживающих в 25 селах Казахстана. Стоимость такого отдыха в среднем варьируется от 3 500 до 6 500 тенге в сутки, куда, как правило, входит проживание, питание и необходимые удобства на улице.

 

Туристические фирмы, чья деятельность основывается исключительно «на принципах экологического и ответственного туризма», предлагают услуги подороже: например, пятидневный тур под названием «Оазисы казахских степей» от одной из туристических фирм Центрального Казахстана обойдется не меньше чем в 85 тысяч тенге, а двухдневный фототур в Теректы-Аулие будет стоить не меньше 23 тысяч тенге.

 

Казахстанцев, скажем прямо, отечественный экотуристский продукт пока интересует мало. «Очень робко появляется спрос у граждан Казахстана, в первую очередь, алматинцев и астанинцев», - отмечает тенденцию Шрайбер. Любитель отдыха на природе Георгий Сухачев считает, что причина в том, что «горожане имеют скудное представление о внутреннем туризме». «Выездной же туризм является очень престижным, и многие наши сограждане гонятся именно за мейнстримом», - продолжает он.

 

На сегодня интерес к казахстанскому экотуризму проявляют, в большинстве своем, иностранные туристы и сотрудники зарубежных фирм и компаний. Как ни обидно, но именно они не только ценят, но и поддерживают «рублем» развитие отечественной туристической отрасли в отличие от стремящихся на далекие турецкие берега казахстанцев.