Experimentarium дело рук трех девушек из Алматы: издателя журналов Cosmopolitan, «Домашнего Очага», Асель Джабасовой, продюсера Айнур Кангужиной и дизайнера /фотографа Анастасии Гончаровой. Собрать всех сразу в одном месте не удалось, поэтому беседа состоялась с Асель и Айнурой. В 2009 году Асель Джабасова, Айнура Кангужина и журналист Мади Мамбетов создали Almaty Garage Sale – блошиный и дизайнерский рынок «на заднем дворе», где собирались алматинские мастера hand made.
На фото Айнур Кангужина
— Мы сподвигли большой пласт людей что-то делать, что-то производить. Кто-то потом бросил это занятие, а кто-то стал развиваться дальше. Для города это было большим толчком в развитии hand made, - вспоминает Айнур.
— На самом деле мы изначально хотели заниматься дизайнерскими вещами, это то, куда мы шли, - признается Асель Джабасова. - Людей в Almaty Garage Sale было много и это не давало нам двигаться туда, куда мы хотели.
Через несколько лет Almaty Garage Sale пришлось закрыть: во-первых, из-за того, что возникло много клонов и в принципе из-за того, некая миссия по развитию hand made была уже выполнена и пришло время заняться вплотную мечтой – дизайном.
— Идея создания Experimentarium постоянно витала в воздухе, - вспоминает Асель. - Мы много путешествовали, нам нравились магазины дизайнерских вещей в других странах. Кроме того, в Алматы появилось много новых дизайнеров, люди поняли, что хотят создавать что-то своими руками вместо работы в офисе. Например Галымжан Кайралапов, бывший финансовый аналитик из инвестиционной компании, однажды осознал, что на самом деле он хочет делать лампы. Как раз в тот момент Настя Гончарова ушла из рекламного агентства и занялась фотографией. Сначала мы сделали сайт, публиковали там маленькие материалы об интересных вещах. Ходили по мастерским, делали фотографии, писали и думали, что когда-нибудь однажды откроем небольшой онлайн-магазин. Затем придумали experimentarium live – делали такие мероприятия, на которых можно было научиться чему-то новому. Например, мы создавали коллажи, слушали музыку казахстанского композитора в полной темноте, под руководством писателя писали рассказы за полчаса. Отзывы на это были очень хорошими. Потом неожиданно у нас появилась возможность быстро открыть маленький магазин в Dostyk Plaza. Когда мы думали о названии, то решили, что эксперимент – это лучшее алиби. Всегда можно сказать: это был эксперимент, но не получилось, хорошо, теперь мы будем делать что-то другое. А еще нам показалось, что такое название обязательно запомнится.
Летом этого года, всего на 30 кв. метрах открылся магазин, где были собраны работы казахстанских дизайнеров. Ежедневно его посещали от 300 до 1500 людей.
— Иногда было ощущение, что возле нашего магазина остановился автобус с людьми, - вспоминает Айнура.
На фотографии Асель Джабасова
Асель, Айнура и Настя проработали там 6 недель, за это время Experimentarium и оформился – как идея и как магазин. Дизайнеры имели возможность там лично продавать свои вещи, и для них это был бесценный опыт. Они общались напрямую с покупателями, отвечали на их вопросы и многое поняли про свою работу. Асель, Настя и Айнура тоже многое поняли. Например, на чем можно зарабатывать и куда надо двигаться дальше. После этого они ушли на несколько месяцев, чтобы подготовиться к более масштабному запуску. В эту субботу в Dostyk Plaza будет открытие Experimentarium в тестовом режиме, а официальное – с гостями и фуршетом состоится 12 декабря.
— Мы решили расширить сегмент покупателей, у нас будут товары интерьера дизайна, одежда и канцелярия. У нас есть только единственный критерий отбора – мы выбираем только тех дизайнеров, которые нам нравятся. Но мы всегда открыты: приходите, приносите то, что вы делаете, может быть мы что-нибудь придумаем!
— На базе магазина хотим сделать библиотеку, где люди могут покупать книги по искусству, что-то почитать, выпить чашку кофе и еще у нас будет уголок с пластинками, - рассказывает о планах Айнура. - Там можно послушать винил и купить пластинки. Вся музыка, звучащая в магазине, будет играться с винила.
Осенью девушки ездили в Бишкек и Ташкент, чтобы там найти интересных дизайнеров.
— В Бишкек мы просто поехали наобум. У нас было два контакта и потом уже на месте нас познакомили с другими дизайнерами. Ездили в Ташкент. Но с Узбекистаном есть одна сложность: транспортировка. Из Кыргызстана мы привезем две марки одежды. Плюс будет бренд Kancha - марка, которая в Европе продается активнее, чем у нас. «Тумар», который всем известен своими войлочными тапками, представит много другой продукции. Нас удивляет, что в Казахстане очень много пассивных дизайнеров. Тогда как, к примеру, узбекские и кыргызские работают очень оперативно, они немыслимыми путями находят как доставить свои вещи в Алматы. Они очень мотивированы найти рынок сбыта. У нас же только единицы дизайнеров могут быстро реагировать, им нужно время на раскачку.
Еще во времена Almaty Garage Sale Асель и Айнура занимаются производством сумок и футболок. Наверняка многие помнят футболки с изображением Абая Кунанбаева и Чокана Валиханова. В рамках Experimentarium эта традиция продолжится. Сейчас планируется делать сумки и постеры, связанные со старой Алма-Атой.
— Такие вещи пользуются большой популярностью у иностранцев. Основной покупатель «старой Алма-Аты» – человек лет 40-45. А многим молодым людям пришлось объяснять, где находится «Компот» и т.д.
Ценовая политика магазина такова: цена в магазине у самого дизайнера одинаковая. Создатели Experimentarium рассчитывают, что средний чек на одежду будет 20-25 тысяч тенге, на канцелярию – 10 тысяч.
Следующий этап – запуск онлайн магазина. Но есть и большая мечта – сделать производственную базу – с обучением, лекциями и производством. В будущем девушки хотят привлечь к работе ребят с ограниченными возможностями. Среди воспитанников АРДИ (Ассоциация родителей детей-инвалидов), есть хорошие айтишники, возможно, они могут вести сайт и заниматься СММ-продвижением.
Но сейчас…
— Сейчас мы немножко в панике, т.к. нам запускаться через 3 дня, а мы все еще ищем деньги, -делится Айнура. – Мы запускаемся на свои средства и уже вышли из бюджета. Самые большие затраты – это аренда и ремонт. Каждый материал, использованный в нем, должен быть сертифицирован. Это требование торгового центра. А это значит, что стоимость обычных строительных материалов нужно умножать на три. Поэтому мы вышли из бюджета.
— Конечно, страшно начинать, - признается Асель.
— Но у нас уже нет других вариантов. Пути назад нет.