По инициативе министерства в рамках Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» были внесены поправки в Земельный кодекс. Согласно статьи 93 Кодекса, в случаях, если земельный участок используется с нарушением законодательства Республики Казахстан, то он подлежит принудительному изъятию. Теперь в соответствии с этими дополнениями нельзя нарушать требования правил рационального использования земель сельскохозназначения, в противном случае земля нарушителя будет изъята. Изъятые земли будут передаваться в государственный земельный фонд, из которого их на основе конкурса передадут другим землепользователям.
По данным официальных ведомств сейчас в Казахстане насчитывается порядка 213 560 крестьянских и фермерских хозяйств. На полях, находящихся в их собственности, будут проводиться обследования плодородия земель. Обследованиями займется «Республиканский научно-методический центр агрохимической службы» при Минсельхозе. Главными показателями результатов исследований будет наличие гумуса, макро и микроэлементов питания растений.
В министерстве уверяют, что беспокоиться о таких явлениях как засуха или налет саранчи не стоит – они никак не влияют на плодородие почвы: «Плодородие почвы снижается вследствие несоблюдения землепользователем зональных рекомендаций по возделыванию сельхозкультур, противоэрозионных мероприятий и сохранению плодородия почв», – комментируют в Минсельхозе.
Так как низкий уровень плодородия и не целевое использование земель являются нарушением, то никаких компенсаций хозяйствам, чьи земли будут изъяты, не предусмотрены. Выращивание генетически модифицированных культур и использование пестицидов может осуществляться вне зависимости от данных условий.
На вопросы Vласти ответил Ерболат Базильжанов, директор «Республиканский научно-методический центр агрохимической службы». Именно его структура будет заниматься обследованием земель:
— Наша служба будет давать заключение. Земли, где будет снижение по гумусу на более чем 5%, по азоту, фосфору и калию на более 20%, будут рекомендованы к изъятию в Специальный земельный фонд. Потом на тендерной основе земли будут передаваться более радивому фермеру. Мы практически завершили первый тур экспертизы. В этом году мы начнем второй тур: у тех, у кого выявлено снижение, земли будут изъяты в судебном порядке. Мы будем давать заключение земельным инспекторам, а местные исполнительные органы совместно с судами и прокуратурой будут изымать. Мы сами не можем изымать, мы лишь даем заключения, на основании которых будет делаться предупреждение. Если в течение года никаких улучшений состояния земли не будет, то в последующем земля в судебном порядке будут изыматься.
Казахстанским фермерам нужно использовать удобрения, потому что сейчас применение минеральных удобрений по республике в среднем составляет 3-4 килограмма, при потребности 50-60 кг. Обследование показало, что в сравнении с целинными аналогами, снижение по плодородию произошло на 40%. Если так и дальше будет продолжаться, у нас ничего не будет расти. Максимальное применение удобрений было в 1986 году и по Казахстану составило около 30 кг на гектар земли. В Акмолинской области сейчас на гектар земли приходится 1,8 кг. Фермеры в первую очередь покупают семена, горюче-смазочные материалы, технику, протравители, чтобы бороться с сорняками, а на удобрение уже денег не остается.
В Нидерландах применение удобрений на один гектар составляет 750 кг против наших 3-4. Земле нужны питательные вещества, потому что из воздуха за счет органики может восстановиться азот, а фосфор и калий никак не восстановятся из воздуха, потому что их там нет. Нам нужно добиться минимум 50 кг на один гектар. Минеральные удобрения в Казахстане выпускают два завода – Казфосфат (фосфорные удобрения) в Таразе и Казазот (азотные удобрения) в Актау. Они могут в полном объеме обеспечить нашу потребность, но никто не берет, потому что фермеры считают это ненужным делом. Эффективность этих удобрений увеличивается в разы, но если не будет осадков, то удобрения могут не сработать, поэтому фермеры думают: «Зачем тратиться?» Надо. Представьте, что у вас в холодильнике продукты, а вы не будете пополнять их запасы. Настанет день, когда ничего в холодильнике не останется. Не стоит говорить о какой-то экологической опасности, потому что применение ничтожно малое.
Мы не ставим такой цели — закрыть небольшие хозяйства. Все факторы при обследовании будут учтены. Подтасовка данных исключена, потому что мы шифруем эти данные. Если есть сомнения, то можно повторно подать на экспертизу. Экспертиза проводится согласно правилам проведения агрохимических обследований, утвержденных министерством. У нас каждые 5 лет будет проводиться экспертиза на орошаемых землях и раз в 7 лет на неорошаемых землях, где полив идет за счет дождей и снега. Для нашего региона это нормальные сроки, – заключает Базильжанов.
Мы попросили фермеров и людей, имеющих отношение к сельскому хозяйству, прокомментировать свою позицию по отношению к предложению Минсельхоза.
Арсен Рысдаулетов, фермер:
— Я считаю, что эти меры имеют смысл, потому что многие землевладельцы покупают земли только для того, чтобы она у них была. Я абсолютно поддерживаю это предложение. Нужно соблюдать посевооборот, использовать биологические удобрения, не увлекаться пестицидами, гербицидами, минеральными удобрениями. Есть плачевный пример Китая, который потерял многие свои сельскохозяйственные земли: их фермеры и сельхозкомпании активно использовали минеральные удобрения и пестициды, что привело к тому, что сельскохозяйственные земли стали пустынями, в которых ничего не растет. Вполне возможно, что фермеры будут использовать удобрения, но мелкие фермеры все-таки используют какие-то органические удобрения, например, навоз, сжигают мульчу. Плодородность их земель сохраняется. Другое дело крупные компании, допустим те, кто занимается промышленным выращиванием кукурузы или картофеля, да и других овощей, там есть большие риски. Там нужно проверять именно крупных землевладельцев.
Анастасия Беляева, директор по PR и маркетингу в компании Amal Bio:
— Сельское хозяйство — такая отрасль, где результат работы зависит не только от качества труда и вложенных сил, но еще и от многих других факторов, например, природных: погодных условий, количества осадков, температуры и т.д. Чаще всего риски и потери, связанные с природными условиями самостоятельно несет сам фермерпредприниматель. В этой связи фермеры были бы более заинтересованы в поддержке государства, так как при наличии современных технологий, методов по подбору сортов, обработки почв, специализированной техники, можно получать отличные результаты.
В Европе севооборот составляет срок от 5 до 8 лет. Например, раз в шесть лет меняются высаживаемые культуры на одной и той же площади для того, чтобы разные вещества распределялись. У нас севооборот составляет 3-4 года, иногда 1-2 года в зависимости от самой площади. Так как земля – это природный источник, то мы не можем ее нарастить, в особенности учитывая, что мы должны поддерживать натуральные технологии, не использовать неблагоприятные удобрения и так далее. Меня интересует эта сторона вопроса – какие условия может предоставить государство, кроме того, что отбирать земли?
Я думаю, что это не самая положительная мера, хотя все, конечно, должно быть рассмотрено индивидуально.
Арман Абильдаев, фермер:
— С этим предложением Минсельхоза я знаком на уровне слухов. К нему нужно подходить конструктивно, избирательно. Конечно, есть фермеры, которые не удобряют землю, а только извлекают из нее свою пользу и прибыль. А есть и хозяйственные люди, которые болеют за землю, улучшают плодородие. Нужно учитывать наследие Советского Союза, когда использовали химические удобрения. Естественно, эта химия усугубила состояние почвы, и нам достались низко плодородные земли. Если фермер работает на земле, что-то выращивает, а ему скажут, что у него отнимают землю, то это будет по-варварски. Это на бумагах и по статистике у нас все гладко, сшито-крыто и радужно. А на деле за фермера у нас никто не болеет, от государства особой посильной помощи нет. Будут изыматься земли, и перепродаваться другим, устраиваться скрытые аукционы. Я за предложение Минсельхоза, если министерство сельского хозяйства будет действовать избирательно, качественно оценивать плодородие почвы, если будут работать лаборатории и институты.