В Алматы проживает около 40 000 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями. Эта цифра примерно равна количеству жителей небольшого городка в 50 километрах от мегаполиса. Но мы крайне редко видим их в городе, потому что здания и улицы не всегда оснащены пригодными для использования пандусами. Пандусами пользуются не только люди с ограниченными физическими возможностями, но и родители с детскими колясками, иногда велосипедисты. Но вот правильный пандус в Алматы редкость, а ведь все правовые нормы для этого предусмотрены.
За качеством всех построек следит управление государственного архитектурно-строительного контроля по городу Алматы, в их обязанности также входит контроль и за пандусами. С 2013 года в состав приемной комиссии ГАСК включен представитель государственного органа социальной защиты населения, который представляет интересы малоподвижных групп населения в городской среде.
Основные нормы, регулирующие проектирование пандусов – закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК», «О социальной защите инвалидов в РК», Межгосударственные строительные нормы – МСН 3.02-05-2003 и руководящие документы в строительстве РК РДС – 3.01-05-2001 по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Именно эти нормы прописывают угол наклона, ширину и длину.
Главный документ, прописывающий как должны строиться здания, позволяющие малоподвижным группам населения перемещаться по нему, включает в себя 7 пунктов и несколько десятков подпунктов.
Согласно требованиям МСН 3.02-05-2003, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 метров при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения в 0,25 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса на 10%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1 метра, глубина горизонтальной площадки не менее 1,5 м. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м.
Что касается покрытия поверхности пандуса, то они, естественно, не должны быть скользящими или насыпными. Вполне вероятно покрывать пандусы, встроенные в городской ландшафт, прорезиненным асфальтом. Такое покрытие имеет хорошее сцепление и не будет скользить.
Если кто-то из планировщиков и застройщиков решат пренебречь строительными нормами, то закон им, в идеале, обойти не удастся. Дело в том, что в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушения имеется статья под номером 83 – «Нарушение законодательства Республики Казахстан о социальной защите инвалидов». Согласно этой статье административную ответственность влечет необеспечение инвалидам доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры и необеспечение условий доступа инвалидов к культурно-зрелищным мероприятиям. За это нарушение грозит штраф в диапазоне от 50 до 400 месячных расчетных показателей. За рецидив в течение годы с момента первого административного взыскания увеличивает размер штрафа до шестисот МРП. Нам не удалось узнать, был ли кто-то оштрафован из-за неправильного пандуса. Судя по тому, что мы видим на улицах Алматы, такого прецедента еще не было.
Участнику конкурса предлагается самостоятельно выбрать проблемный пандус или объект, где он отсутствует и создать свой проект правильного пандуса. Авторы самых интересных работ получат денежные призы: обладатель первого места — 50 000 тенге, второго — 30 000, третьего — 20 тысяч тенге. Прием работ начинается 2 марта и заканчивается 30 апреля 2015 года. Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоится 15 мая. Адрес для отправки конкурсных работ, участников конкурса: ctrls.kz@gmail.com. Более подробно о конкурсе можно прочитать здесь.
Неправильные пандусы Алматы (фото)
Как убедить власти города сделать пандус