Ирина Галат, Vласть
Повышенный интерес к пенсионной системе в последнее время очевиден, Нурсултан Назарбаев уже дважды за этот год поручал подготовить предложения по ее реформированию. Последнее поручение главе Нацбанка Григорию Марченко президент дал буквально в прошлом месяце. Vласть попробовала очертить контуры возможной пенсионной реформы.
Несмотря на большую критику со стороны казахстанских экономистов, различных экспертов и простых граждан к накопительной пенсионной системе, глава Нацбанка против ее кардинального изменения. По утверждению Марченко, солидарная система применима только в том случае, когда количество работающих людей в разы превышает количество людей, находящихся на пенсии. А так как продолжительность жизни растет и доля пожилых людей в обществе увеличивается, то разница между работающими и пенсионерами сокращается. Соответственно, государство просто не сможет справиться с постоянно возрастающими обязательствами по пенсионным выплатам. При этом полностью отказываться от солидарной системы глава Нацбанка не намерен. По его мнению, пенсионное обеспечение должно строиться как на солидарной, так и на накопительной моделях.
Казахстан одним из первых в СНГ еще в 1998 году начал поэтапный переход от распределительной системы социального обеспечения к накопительной. При этом, по словам Марченко, в 1997 году солидарная система практически обанкротилась и задолженность по пенсиям доходила до 500 тыс. долларов. На данный момент в Казахстане используют и солидарную и накопительную системы.
Спустя 14 лет после проведенной реформы шум вокруг существующей пенсионной системы связан главным образом с низкодоходностью накопительных пенсионных фондов (НПФ). Уже на протяжении пяти лет доходность пенсионных активов находится на уровне ниже инфляции. Однако глава Нацбанка просит не делать поспешных выводов и приводит данные о том, что накопленная доходность НПФ в 1,5-2 раза превышает накопленную за время существования накопительной системы инфляцию.
С 1 января этого года у вкладчиков пенсионных фондов появилась возможность не только выбирать НПФ, но и выбирать определенный инвестиционный портфель. Так, на данный момент фонды располагают двумя портфелями: консервативным и умеренным. В 2015 году запланировано введение агрессивного портфеля. При данной модели вкладчики прямого воздействия на работу НПФ оказывать не будут, чего собственно и не требуется.
Предполагается, что реформирование пенсионной системы будет проходить на трех уровнях: параметрическом, регулятивном и институциональном.
Параметрический уровень:
· Повышение пенсионного возраста
О поэтапном повышении возраста женщин до уровня мужчин Марченко говорил неоднократно.
Однако об этом говорилось еще в концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Казахстане от 19.03.1997 года: «предельный возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет постепенно, в период до 2016 года, повышен и выровнен». Но тогда этот пункт не вызвал такого широкого общественного резонанса.
Второе предложение главы Нацбанка поможет решить периодически возникающие трения по поводу увеличения пенсионного возраста. По примеру некоторых европейских стран он предлагает законодательно установить взаимосвязь между продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию. Соответственно, если продолжительность жизни растет, то и пенсионерами люди должны становится позже.
Следует отметить, что новый министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов высказался против увеличения пенсионного возраста.
· Добровольные профессиональные пенсионные взносы сделать обязательными
В существующем законодательстве предусматривается осуществление добровольных пенсионных взносов вкладчиками за счет собственных средств в пользу работников, перечень профессий которых определяется правительством. Ставка определяется соглашением сторон, но не должна превышать 10% от ежемесячного дохода работника. Естественно, если сейчас еще далеко не все компании честно делают взносы в пенсионные фонды, то о добровольных и говорить нечего. Данная система пока не работает.
По мнению Григория Марченко, при осуществлении взносов по схеме «10% - обязательные, 5% - добровольные и 5%- профессиональные пенсионные взносы», люди к 55-ти годам будут иметь достаточные накопления, что позволит им уже в этом возрасте выйти на пенсию (при достаточном уровне накоплений законодательством это разрешено). При этом доля личных накоплений будет составлять только 6%, а остальные 94% - это инвестиционный доход.
Регулятивный уровень:
· Будут пересмотрены требования к уставным капиталам, ликвидности, портфелям, оценке активов, уровню комиссии доходов и т.д.
По словам Марченко, Нацбанк неоднократно предлагал снизить комиссионные, однако НПФ не прислушивались к их предложениям. Теперь есть большая вероятность, что максимальная ставка комиссионых будет снижена принудительно.
Институциональный уровень
· Будут внесены поправки в законодательство, которые позволят пенсионным фондам зарабатывать высокие дивиденды для вкладчиков
Руководители НПФ объясняют низкую доходность пенсионных фондов отсутствием возможности вкладывать пенсионные активы в выгодные ценные бумаги. Они предлагают государству пересмотреть существующую законодательную базу и позволить НПФ стать полноправными участниками фондового рынка и крупными отечественными инвесторами.
Не так давно Всемирный Банк предложил Казахстану передать все активы пенсионных фондов в руки одной иностранной компании, которая будет их вкладывать в экономику других странах. Это предложение вызвало бурю негативных откликов со стороны казахстанских экономистов. Григорий Марченко также выступает против подобной модели управления пенсионными активами и говорит о том, что уже сейчас НПФ достаточно хорошо работают на экономику страны. Однако он не отрицает возможности увеличить размер пенсионных активов, вкладываемых в ценные бумаги зарубежных эмитентов с 40% до 50%.
Отечественные эксперты-экономисты разделились на два лагеря по данному вопросу: одни категорично против накопительной системы и выступают за солидарную, другие, наоборот, не видят смысла возвращаться к последней. Есть и такие, кто предлагает совершенно иные модели пенсионного обеспечения. Так, казахстановед Каирбек Нугманов предлагает перейти на принципиально новый уровень, где дети будут делать 10% отчисления ни в какие-то непонятные фонды, а непосредственно своим родителям. И чем больше детей у родителей, тем выше у них пенсия. На что будут жить люди, по каким-то причинам не имеющие детей, автор идеи не пояснил.
Одним из наиболее важных моментов в успешности существования системы пенсионного обеспечения является не только увеличение доходности НПФ, но и снижение инфляции в стране. Однако на этот счет мнения хоть и едины, но эффективных и приносящих немедленный результат инструментов пока нет. Как и нет и точного ответа на вопрос, позволит ли очередное реформирование сделать пенсионную систему Казахстана надежной и устраивающей всех казахстанцев.