Как сообщил на пленарном заседании мажилисмен Серик Оспанов, в рабочую группу мажилиса поступило более 70 поправок от депутатов. Он не уточнил, сколько из них было принято, но отметил, внесенные поправки направлены «на приведение норм в соответствии с действующим законодательством, а также на уточнение отдельных норм и улучшение содержания законопроекта». Кроме того, сообщил Оспанов, внесены поправки «в части обеспечения конфиденциальности сведений, полученных в процессе проведения легализации имущества, уточнения определения недвижимого имущества, подлежащего легализации, предоставляющие возможность открытия сберегательного счета для легализации денег не только в банках второго уровня, но и у Национального оператора почты, а также регламентирующие порядок и сроки перечисления в бюджет банками второго уровня и Национальным оператором почты поступивших сумм сбора».

Обсуждая законопроект, мажилисмен Мухтар Тиникеев напомнил, что он предлагал предоставить возможность легализации гражданам, заселившимся в брошенное жилье. Однако правительством это предложение не было поддержано. Депутат заявил, что оставляет за собой право внести соответствующую норму в законодательство о жилищных отношениях и рекомендовал правительству «повернуться лицом к этой проблеме». Спикер мажилиса Кабибулла Джакупов в свою очередь указал на это вице-премьеру — министру финансов Бахыту Султанову.

Как уже сообщалось, законопроектом определено, что к объектам легализации отнесено имущество в виде денег, ценных бумаг и долей участия в уставном капитале юридического лица; строений (сооружений), соответствующих целевому назначению принадлежащих на праве собственности субъектам легализации земельных участков, на которых они расположены, и строительным нормам и правилам; строений (сооружений), оформленных на ненадлежащее лицо, а также недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Казахстан.

Не подлежит легализации имущество, полученное в результате отдельных преступлений: преступлений против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных и иных правонарушений и преступлений против интересов государственной службы.
Законопроектом определены два ключевых принципа предстоящей легализации: во-первых, легализация проводится в целях вовлечения в экономический оборот страны дополнительных средств и имущества; во-вторых, легализованные деньги и имущество не признаются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом.

Сроком легализации установлен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Согласно предлагаемой законопроектом процедуре легализации деньги должны зачисляться на специальные сберегательные счета, открытые в банках второго уровня. Далее, субъект легализации должен определиться с выбором инструмента легализации. Таких инструментов несколько: так, деньги можно держать на этих же специальных счетах, открытых в БВУ, в течение пяти лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам. При желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику — путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компании, институтов развития и акций, реализуемых в рамках Программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже. И третий инструмент — можно приобрести объекты в рамках предстоящей «второй волны» приватизации. При этом, если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение. При выплате ему таких денег банки второго уровня удержат сбор в размере 10 % от легализуемых денег.

Легализация имущества (кроме денег) будет проводиться комиссиями при акиматах, путем представления субъектами легализации заявления и соответствующих документов. Согласно законопроекту, гражданин, легализовавший имущество, самостоятельно несет расходы, связанные с легализацией, включая регистрацию имущества (расходы по подготовке и изготовлению правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов). Кроме того, за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана, будет взиматься десятипроцентный сбор.

Напомним, что предстоящая акция — уже третья амнистия капиталов и имущества, проводимая в Казахстане за годы независимости. Первая легализация капиталов проходила в 2001 году, и в ее рамках было легализовано порядка 480 млн. долларов.

Вторая «кампания», уже включающая и легализацию недвижимости, проводилась в 2006-2007 годах, и в ее рамках было легализовано порядка 840 млрд тенге. В рамках предстоящей легализации, по прогнозам правительства, будет выведено из тени порядка 10-12 млрд долларов.