Особо строго будут, по словам  Меркеля будут наказываться любые посягательства на детей и подростков. В то же время закон максимально смягчает ответственность для тех, кто впервые оступился, социально-уязвимых слоев населения, подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов.

 

«Наиболее значимой новеллой проекта является введение двухзвенной системы уголовно наказуемых деяний, состоящих из преступлений и уголовных проступков», - сказал первый заместитель генпрокурора.
В частности он сообщил, что за совершение уголовных проступков предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь: общественные, исправительные работы, а также минимальные сроки давности и отсутствие судимости.
Всего проектом предусматривается 171 уголовный проступок. В эту категорию будут переведено 104 действующих состава преступления небольшой тяжести, что свидетельствует, по словам Меркеля, о значительной гуманизации уголовного закона.
Обсуждение нового Уголовного кодекса вызвало много вопросов у депутатов. Мажилисмена Николая Логутова заинтересовала реальная «гуманизация законодательства».

 

«Вы сказали о 58 составов правонарушений административных переведенных в уголовный кодекс. Насколько это все-таки согласуется с концепцией правовой политики в части гуманизации», - поинтересовался он.

 

«Вы очень четко подметили эту нестыковку проекта УК с концепцией правовой политики , - признался представитель генпрокуратуры. – Да, это действительно было, но 16 января текущего  года были внесены в эту концепцию соответствующие изменения и теперь там таких противоречий нет».

 

Ирина Аронова напротив, обеспокоилась, что со вступлением уголовного кодекса в силу увеличится количество тюремного населения, и это скажется на международном имидже страны. Однако Меркель заверил депутата, что этого не произойдет.

 

Особо народные избранники отметили вопрос ужесточения наказания за совершение ДТП и вождение в нетрезвом виде. Депутата Азата Перуашева поинтересовался мнение о возможности поменять подход к «комплексным преступлении когда идет правонарушение сразу по нескольким моментам, представляющим опасность для жизни и здоровья граждан». Здесь же Меркель согласился с Перуашевым отметив, что генпрокуратура готова рассмотреть предложения по повышению санкций за подобное, если они поступят.

 

Гульнар Сейтмагамбетову озаботила новая статья уголовного кодекса – «конфискация без приговора», для чего она вводится и каков механизм ее реализации.

 

По словам Меркеля, данная норма предусмотрена статьей 54 конвенции ООН против коррупции. Но сразу подчеркнул, что применяться она будет очень редко.

 

«Она будет применяться только к тем лицам, которые покинули пределы Казахстана и экстрадировать их по ряду объективных причин будет невозможно, - подчеркнул он.

 

Он отметил, что отдельные беглецы бегают десятилетиями, а охрана их имущества, на которое наложен арест ложиться на плечи государства. Но опять же, решение о конфискации принимает только суд, что не противоречит 26-й статье Конституции.

 

- Мы никак не могли нарушить статью 26, - подчеркнул Меркель. – Но даже если суд примет такое решение (о конфискации), человек, в отношении которого оно принято может через своего адвоката обжаловать и использовать весь комплекс уголовно-правовой защиты, который предусмотрен УПК, пойти в апелляцию, кассацию, надзор и так далее», - заключил он.

 

А вот представителей партии «КНПК» заинтересовали «слишком скромными статьи по защите политических партий».

 

« Две статьи  405 и 406  говорят о том, что нельзя финансировать политпартии и т.д. Я считаю, что в уголовном кодексе могли бы предусмотреть и такие меры, как воспрепятствование деятельности законных политических партий, отказ в приеме, несодействие, воспрепятствование рассмотрению жалоб и заявлений. Это тоже помогло бы развитию демократии», - уверен Владислав Косарев.
«То, что касается политических партий,  я должен честно признаться, в рамках концепции разработки нового УК этот вопрос не ставился. Внесите, пожалуйста, предложение, и давайте в составе рабочей группы рассмотрим и обсудим это все», - предложил Меркель.