Маргарита Бочарова, Vласть

 

Государственная миграционная политика направлена, главным образом, на привлечение из-за рубежа высококвалифицированных специалистов. В текущем же году власти решили отступить от намеченной траектории и трезво взглянуть на реальное положение вещей, признав, что Казахстан является центром притяжения неквалифицированных трудовых мигрантов. С помощью экспертов Vласть попыталась выяснить, удастся ли правительству легализовать эту категорию трудовых мигрантов и от каких факторов будет зависеть успешность этого мероприятия.

 

В конце февраля текущего года мажилис в первом чтении одобрил законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам трудовой миграции. За этой официальной формулировкой кроется уникальное для Казахстана нововведение, согласно которому трудовые мигранты из центрально-азиатских стран смогут самостоятельно узаконивать свое пребывание в стране.

 

С тех пор как вышеупомянутый законопроект находится в публичном поле, представители государственных органов не устают приводить шокирующие обывателей статистические данные относительно масштабов нелегальной трудовой миграции из братских республик. Так как с января 2013 года задача по формированию государственной миграционной политики возложена на министерство экономики и бюджетного планирования, именно главе этого ведомства – Ерболату Досаеву – выпала честь представлять проект закона народным избранникам.

 

В своей лаконичной речи руководитель министерства упомянул о том, что за 2011-2012 годы в Казахстан въехало 938,5 тысяч граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. По данным заместителя председателя Комитета миграционной полиции Мейрама Аюбаева, из них лишь 2,6 тысяч указали целью своего прибытия «Трудоустройство». При помощи простых арифметических расчетов можно было бы сделать вывод, что масштабы нелегальной трудовой миграции исчисляются несколькими сотнями тысяч, но Досаев озвучил более позитивные в данном контексте данные: «По оценке ежегодно в стране нелегально трудятся от 100 до 300 тыс. иностранцев».

 

Такие откровенные несовпадения свидетельствуют об отсутствии у государства реальной информации о количестве нелегально трудящихся в стране мигрантов. Более того, по мнению руководителя правозащитного центра международного казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Виктории Тюленевой, власти и вовсе «не предпринимают попыток оценить реальную потребность Казахстана в таких мигрантах».

 

Разрешить сложности с наличием достоверной информации в некоторой степени смогут новые поправки в законодательство о трудовой миграции, надеются государственные органы. Кроме этого, законопроект, по задумке его создателей, должен будет способствовать усилению контроля над пребыванием трудовых мигрантов на территории Казахстана, увеличению поступлений в бюджет за счет уплаты ими подоходного налога и, наконец, их выходу из «теневой сферы».

 

Такие многообещающие подвижки станут возможны благодаря фактически всего трем шагам, которые правительство планирует предпринять: выдача разрешения иностранным работникам на осуществление трудовой деятельности у физических лиц, ограничение сферы их деятельности работами в домашнем хозяйстве и оказанием услуг по ремонту недвижимого имущества, введение обязательной уплаты иностранным работником индивидуального подоходного налога.

 

При этом по заявлению Аюбаева в ходе онлайн-конференции на новостном портале BNews.kz, говорить с определенностью о том фронте работ, который будет предусмотрен для трудовых мигрантов из Центральной Азии, пока преждевременно. «Идет активное обсуждение, делаются различные предложения. Когда будет принят закон, там будет четко прописан перечень услуг и работы», - пояснил представитель миграционной службы.

 

Вместе с тем государственные органы уже определились с возможной суммой, которую принесет казне предусмотренное законопроектом налогообложение трудовых мигрантов. Самые детальные расчеты проведены министерством внутренних дел, которое, оценивая экономические последствия принятия законопроекта, определило сумму поступлений в бюджет в размере 3 млрд. 883,2 млн. тенге в год. Такие поступления станут возможными, если ежегодно уполномоченными органами будут выдаваться 100 тысяч разрешений на осуществление трудовой деятельности иностранцев у физических лиц.

 

Министр экономики и бюджетного планирования, вероятно, рассчитывает, что размер квоты будет значительно выше, а поэтому и поступления в бюджет, по его мнению, должны составить от 4 до 10 млрд. тенге в год. Чтобы обеспечить ежегодный приток в размере 10 млрд. тенге, государству необходимо установить размер квоты для иностранных работников у физических лиц в размере 257,5 тысяч. Для сравнения: в 2012 году квота на иностранную рабочую силу всех категорий была утверждена на уровне 48,9 тыс. человек.

 

Виктория Тюленева небезосновательно полагает, что существует серьезная опасность того, что «квота по этой категории мигрантов будет серьезно занижена, не соответствуя реалиям», что, в свою очередь, негативно скажется на внедрении нововведений в законодательство по трудовой миграции. Свою коллегу поддерживает и независимый эксперт, консультант Международной организации миграции Вадим Ни: «Если квот будет слишком мало, большинство потенциальных пользователей окажется вне правового поля».

 

Эксперт считает, что правительству необходимо всерьез рассмотреть возможность установления на год относительно высоких квот на въезд в страну неквалифицированных специалистов из стран региона с тем, чтобы посмотреть, как в реальности обстоит ситуация с потребностью в мигрантах. Не первый год специалистами в области трудовой миграции отмечается, что на казахстанском рынке труда со стороны местных специалистов наблюдается низкий спрос на такие виды работ, как строительство, предоставление услуг по уходу за детьми, престарелыми людьми и людьми с ограниченными возможностями. Очевидно, что сложившийся дефицит могут покрывать мигранты из центрально-азиатских республик.

 

«В связи с изменениями в миграционном законодательстве, а также нормах, касающихся возможности осуществления трудовой деятельности мигрантами на территории Казахстана, произошедшими в стране за последние 2 года, такие мигранты не имеют ни единого шанса законно осуществлять трудовую деятельность, а также предпринимательскую, на территории Казахстана», - анализирует ситуацию Тюленева. Правозащитница связывает это, в первую очередь, с тем, что в казахстанском миграционном законодательстве попросту отсутствует понятие неквалифицированной рабочей силы.

 

Необходимо отметить, что с прошлого года в Казахстане миграционным законодательством предусмотрена принципиально новая схема, позволяющая трудовым мигрантам трудоустраиваться в республике самостоятельно. Отталкиваясь от общего смысла нововведения, можно было бы предположить, что оно откроет легальные возможности для найма иностранцев в строительстве, сфере обслуживания, в домашних хозяйствах. Однако на практике революционные поправки оказались привязанными к строго определенному перечню специальностей, ни одна из которых не имеет никакого отношения к традиционным сферам занятости иностранных граждан в Казахстане. Представитель КМБПЧиСЗ сообщила, что, согласно официальным данным, за прошедший год возможностью самостоятельно трудоустроиться в Казахстане по впервые созданной схеме воспользовался всего один иностранец.

 

Кроме вышеупомянутых сложностей свести на нет позитивное по сути начинание правительства в сфере трудовой миграции способен еще целый ряд значимых факторов, которые, безусловно, необходимо учесть при принятии окончательного решения.

 

Вадим Ни, например, обращает особое внимание на необходимость проведения предварительной информационно-разъяснительной кампании с трудовыми мигрантами из стран Центральной Азии, с которыми у Казахстана заключены соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания. «Многие потенциальные получатели разрешений на осуществление трудовой деятельности у физических лиц привыкли работать в рамках схем нерегулярной миграции, т.е. обходить запреты действующего казахстанского законодательства», - объясняет свою позицию эксперт.

 

Помимо этого, специалист считает, что «предварительная уплата налога до трудоустройства и без права на возврат излишне уплаченных налогов может в итоге отпугнуть многих желающих».

 

По мнению Тюленевой, отпугнуть желающих может и тот факт, что выдача разрешений на трудоустройство «будет непосредственно сопряжена с заключением трудовых договоров». Она уверена, что такая особенность отечественных работодателей как нежелание оформлять трудовой договор с мигрантом значительно снизит возможный позитивный эффект от введения поправок.

 

Наконец, у экспертов есть оправданные сомнения относительно того, «сможет ли хорошая идея эффективно заработать на практике, принимая во внимание высокий уровень коррупции в стране». В Казахстане, как известно, любое законодательное нововведение, касающееся усиления контроля над той или иной сферой жизнедеятельности, естественным образом в разы увеличивает количество проверок со стороны контролирующих органов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Правительство фактически признало, что функционирующие до этого момента схемы регулирования потоков трудовых мигрантов в Казахстан являются малоэффективными, так как разработаны без учета сложившихся практических потребностей. Предлагаемый законопроект направлен именно на то, чтобы имеющуюся практику учесть и попытаться выстроить вокруг нее законодательные рамки, которые в результате могут принести пользу как самим трудящимся-мигрантам, так и гражданам Казахстана. Основной вопрос лишь в том, насколько точно ожидаемое нововведение впишется в систему государственной власти и ментальность казахстанцев.