Сегодня в Казахстане приходится констатировать неутешительный факт - действующие на территории республики неправительственные организации не считают нужным отчитываться о своей организационной и финансовой деятельности перед кем-либо кроме своих доноров и в некоторых случаях государства. Непосредственные бенефициары НПО, то есть получатели их услуг, к процессу предоставления отчетности имеют, как ни странно, самое опосредованное отношение.
Руководители НПО очень скептически относятся к необходимости подробно докладывать о движении средств в организации, а также об организационном развитии и управлении всем тем, кто не имеет прямого отношения к финансированию деятельности их организации. Более того, НПО не только не спешат донести до своих бенефициаров максимум информации, так еще и не согласовывают с ними собственные действия, которые зачастую осуществляют именно от лица простых обывателей.
Вероятно, отчасти именно этим объясняется тот факт, что в Казахстане не получили развитие НПО, которые существовали бы за счет привлечения финансовых средств со стороны населения или представителей малого и среднего бизнеса. Сюда остается добавить только то, что сами НПО имеют слабые представления о существовании эффективных и качественных механизмов построения отношений с бенефициарами, что в конечном итоге негативно сказывается на результатах усилий по налаживанию контактов с населением.
Для того чтобы картина с подотчетностью НПО в республике стала более объемной, в 2013 году «Фонд Евразия Центральной Азии» при финансовой поддержке Фонда демократии ООН (250 тыс. долларов США) дал старт проекту «Продвижение принципов и механизмов подотчетности НПО в Казахстане». В его рамках было проведено исследование, целью которого стала оценка состояния подотчетности НПО перед бенефициарами.
В исследовании приняли участие 100 НПО и 200 получателей их услуг. С ними беседовали по телефону, встречались вживую, а также организовывали фокус-групповые дискуссии. Общественное объединение, работающее больше пяти лет, имеющее пять сотрудников в штате, организующее тренинги, семинары и консультации с целью улучшения жизни своей целевой группы - вот обобщенный портрет типичного НПО, участвовавшего в исследовании.
Ниже проиллюстрированы факты, говорящие о слабом внедрении подотчетности среди НПО перед своими бенефициарами и низком уровне участия последних в деятельности некоммерческих организаций на стадии планирования и оценки.
Основной вывод проведенного исследования состоит все же в том, что казахстанцы, которые являются получателями услуг отечественных НПО, совершенно не интересуются вопросами прозрачности и подотчетности. Практически единственное, что имеет для них значение - это получение качественной услуги. По этому параметру казахстанские НПО вполне удовлетворяют своих бенефициаров - на 4,7 балла из 5.
Сами НПО, как выяснилось, побаиваются предоставлять подробную информацию о своей деятельности из-за того, что государство якобы может использовать ее против самих организаций. Руководители неправительственных организаций убеждены, что полную прозрачность разумнее всего требовать от тех из них, кто обладает большим количеством сотрудников и внушительными финансовыми оборотами. Проблема доходит до абсурда - в некоторых казахстанских НПО убеждены, что если они получают деньги от иностранных доноров, то и отчеты должны предоставлять только этим самым донорам, а никак не гражданам страны.
Между тем нельзя не отметить, что почти 40% неправительственных организаций Казахстана очень прагматично подходят к необходимости внедрения в свою деятельность механизмов подотчетности перед бенефициарами. Они убеждены, что активное использование подобных механизмов способно обеспечить их «долгосрочное выживание».
К слову, развивать правильное стремление к подотчетности руководители местных НПО предлагают через внедрение льгот и тендеров в конкурсах на предоставление государственного финансирования для тех, кто на практике использует механизмы прозрачности и подотчетности. Существенным стимулом может стать также создание положительного медиа-образа «прозрачных» НПО, признание деятельности таких общественных организаций властями, а также разработка и принятие национальной стратегии подотчетности и прозрачности.