Cофья Пашкова, Астана, Vласть

 

Вопрос о судьбах детей, отдаваемых на усыновление иностранцам, стал ключевым в ходе двухдневного визита в Астану Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова. Тема вдвойне актуальная, поскольку и сам детский Омбудсман прибыл в Казахстан с пакетом документов о детях, обнаруженных на скандально известном американском ранчо Ranch for kids.

 

В этом «лагере для трудных детей» были обнаружены и двое детей, взятых на усыновление из Казахстана. «2 ребенка из Республики Казахстан, причем один из них по этим сведениям до сих пор находится там, а другой выбыл в психиатрическую клинику, и не указано, в какую клинику и на каком основании», - сообщил Астахов.

 

Тема семьи и иностранного усыновления превалировала не только в ходе двусторонних встреч российского уполномоченного, но и на его итоговой пресс-конференции. Павел Астахов подробно рассказал о скандально известном ранчо в Монтане, охарактеризовав его как организацию, «которая занимается образованием, обучением, воспитанием, содержанием детей, обязанная предоставлять помощь по здравоохранению, тем не менее, не имеет никакого специального разрешения, лицензий»,. «Более 15 лет существовала организация - сперва религиозная, потом общественная, потом опять религиозная, сейчас снова общественная, непонятной формы и компетенции, занималась воспитанием детей», - дополнил он.

 

Вообще, по мнению детского Омбудсмана, иностранное усыновление как в России, так и в Казахстане постепенно сходит «на нет». Он привел такую статистику: если в 2001 году из России в США уехали 15 тысяч усыновленных детей, то в прошлом году – всего 600. И основная причина – не в запрете на американское усыновление, а потому, что поддерживается институт семьи. «Мы не должны лишать ребенка права жить в своей стране. Мне очень понравилась ваша пословица «Если какая-то страна скажет, что мне не нужен этот ребенок, такой ребенок никогда не скажет: «Мне нужна эта страна», - поделился мнением Астахов.

 

Даже аргумент, что иностранцам отдают больных детей, по мнению Уполномоченного, уже не актуален. И опять же – статистика: в 2011 году 176  российских детей-инвалидов забрали иностранцы, а россияне забрали в семье 1075 таких детей. По словам Уполномоченного, налажено серьезное взаимодействие с Минздравом: если ребенок не может получить какую-то медпомощь в России, он получает ее за границей за счет государства. «Проблема в том, что родители не всегда знают, как действовать, если получают отказ врачей о проведении какой-либо операции ребенку. А врач обязан, если данная больница не может оказать необходимую помощь, направить пациента в то учреждение, где такую помощь оказывают. И этого нужно добиваться», - посоветовал Уполномоченный.

 

Он, впрочем, признал, что иностранные усыновители – не сплошь садисты, издевающиеся над приемными детьми, и гораздо больше положительных примеров, когда лечат больного ребенка. «Мы говорим им «большое спасибо», - заверил Астахов, но тут же добавил, что страна и сама может помочь своим детям. 

 

«Мое абсолютное убеждение - иностранное усыновление уйдет в прошлое рано или поздно», - уверенно заявил Павел Астахов.