«В течение двух лет рассматривались эти вопросы, и сегодня мы подошли к принятию этой программы. Предлагаю одобрить озвученные подходы, внести в министерство охраны окружающей среды, в канцелярию в установленном порядке проект соответствующего постановления», - заявил премьер, подводя итоги обсуждения.
О деталях программы рассказал министр окружающей среды и водных ресурсов Нурлан Каппаров. Так, программа разбита на три этапа: 2014-2020 гг. (пилотный этап); 2021-2035 гг. (закрепление результатов и проверка устойчивости системы); 2036-2050 гг. (завершающий). В результате реализации программы планируется повысить процент охвата до 90% к 2020 году с последующим достижением 100% охвата уже к 2035 году. Также cтавится цель, начав с 10% доли сбора био-отходов довести процент их раздельного сбора до 80% к 2050 году, раздельного сбора отходов упаковки - от 10% в 2020 году с последующим доведением его до 80% к 2050 году. Кроме того, планируется внедрить систему сбора и утилизации опасных бытовых отходов, а также увеличить долю их раздельного сбора от 35% в 2020 году до 80% к 2050 году.
Планируется внедрить систему сбора крупногабаритных отходов и строительного мусора, модернизировать и расширить парк мусоровозов и контейнеров, и построить централизованные объекты переработки отходов. Наряду с этим предлагается также внедрить расширенную ответственность производителя (РОП).
«Необходимо законодательно закрепить обязанность производителя либо импортера товаров и упаковки осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после их использования», - пояснил Каппаров. «Планируется, что производители товаров, на которые распространяется РОП, создадут свои ассоциации и фонды для аккумулирования пула денежных средств, которыми сами же и будут управлять. Средства, полученные в рамках реализации РОП, будут направлены данными ассоциациями на создание пунктов сбора упаковки и товаров, а также объектов по их переработке и/или утилизации. Это позволит также развить малый и средний бизнес, который в мировой практике активно задействован для реализации принципов РОП», - добавил он. При этом, по мнению министра, введение принципа РОП поможет решить проблему уже существующего Астанинского завода по утилизации шин, который в настоящее время загружен менее чем на 30%. При этом, в дальнейшем для Казахстана возможно строительство еще нескольких таких заводов. Вместе с тем, Каппаров отметил, что принцип РОП не распространяется на все виды отходов. Согласно мировой практике, РОП обычно применяется к старым автомобилям, использованным шинам, аккумуляторам и батареям, упаковке.
Программа предусматривает и меры поддержки для потенциальных инвесторов. Это, в частности, поведение реформы нормативно-правовой базы для установления единых правил для всех участников рынка, а также проведение реформы тарифообразования и создание условий для экономического стимулирования и привлечение частных инвесторов. Кроме того, для повышения эффективности работы в сфере ТБО планируется создание инфраструктуры обращения с ТБО на основе регионального (кластерного) подхода с широким вовлечением населения и частного бизнеса. Инвентаризация и создание информационно-аналитической базы Программы путем создания системы мониторинга и контроля в сфере обращения ТБО.
В целях координации деятельности и тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон (как государственных, так и частных) предлагается создание единого Центра по управлению ТБО на базе существующей дочерней компании Министерства - АО «Жасыл Даму». Министр пояснил, что «в настоящее время в Казахстане складывается ситуация, когда мусороперерабатывающие заводы останавливаются ввиду не проработанной структуры контрактных взаимоотношений между акиматом, инвестором и мусоровывозящей компанией». «Центр позволит решить данные проблемы, выступая помощником, как для акиматов, так и для инвесторов и будет выполнять следующие функции: информационная, то есть, аккумулировать информацию по сбору и переработке ТБО, разрабатывать информационные материалы а также привлекать к данной работе общественные организации; координационная - контроль за единым подходом, в том числе в части технологических решений при реализации проектов ТБО. Координация деятельности между Правительством, Международными финансовыми Институтами, местными исполнительными органами и Инвесторами», - рассказал он. Кроме того, в функции Центра предлагается передать и вопросы государственной поддержки - аккумулирование и оперирование грантовыми средствами для поддержки реализации проектов ТБО путем привлечения инвесторов и структурирования контрактов.
Просчитаны и финансовые вложения. Так, для пилотного этапа Программы (до 2020 года) планируются бюджетные расходы в размере 52 млрд. тенге. Также до 2020 года также планируются частные инвестиции в размере почти 75 млрд. тенге, что составляет 60% от общих затрат. Эти деньги в общем размере в 127 млрд. тенге, по словам Каппарова, будут использованы на 4 категории расходов: внедрение раздельного сбора биологически разлагаемых отходов; обновление парка контейнеров и мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО; строительство новых полигонов (пилотные проекты); строительство заводов по переработке ТБО (пилотные проекты).
В ходе обсуждения члены правительства высказали свою поддержку представленным планам. Но со своей стороны и обратили внимание на ряд принципиальных моментов. Так, министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, заверив, что Казахстанский центр государственно-частного партнерства уже начал работу в этой сфере, акцентировал внимание именно на вопросах взаимодействия государства и бизнеса. «Базово мы программу поддерживаем. Единственный оставался вопрос, что это один из тех секторов, где принцип ГЧП может быть очень эффективным и развивающимся. Конечно, все будет зависеть и от активности и желания местных исполнительных органов, которые будут заинтересованы, чтобы такие заводы по переработке, правильная система сбора, разделения мусора появились. В рамках приоритетов мы уже начали работу, - сказал он. - Сегодня мы сталкиваемся с теми проблемами, когда сбор мусора и вывоз его находится в одних руках, заводы, которые есть, и поэтому сегодня те проекты находятся либо в плачевном финансовом состоянии либо на грани того, что необходима будет бюджетная поддержка. Поэтому нам хотелось бы этого избежать».
«Большинство отраслей экономики для ГЧП всегда будут привлекательны, если государство создаст условия привлекательности, - заметил в ответ премьер-министр. - Ни один сектор экономики не будет работать без частного бизнеса, если государство само не позаботится об этом. Никогда мы не привлечем мощных инвесторов, если не создадим нормальные, прозрачные правила игры между государством и инвестором. Создадим мы условия – придет туда инвестор, в том числе и отечественный наш, частный инвестор».
Первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев со своей стороны обратил внимание на вопросы тарифообразования. С одной стороны для инвестора тариф должен быть привлекательным, но с другой, такой тариф может оказаться неподъемным для населения. «Поэтому встанет потом вопрос субсидировать разницу. Для того, чтобы проект был окупаемым, условно говоря, инвестор скажет – мне необходимо 500 тенге за вывоз мусора. А тариф подъемный сегодня 200 тенге. 300 тенге где будем брать? Этот вопрос тоже встанет перед нами», - рассудил Сагинтаев.
«Мы обсуждали, что для социально уязвимых слоев населения, поручение было минэкономики вместе с акимами отработать вопрос, связанный с принципами АСП (адресной социальной помощи), - напомнил премьер, и подчеркнул, - Потому что если не будет тарифа эффективного, в любой жилищно-коммунальной сфере, не будет работать предприятие, не будет работать сама система. На эти вещи надо будет обратить особое внимание. Любой проект, который мы будем рассматривать в рамках регионов, любые вопросы, связанные с рассмотрением проекта, мы будем рассматривать только как единую вертикально интегрированную систему».
При этом главу правительства не смущает и тот факт, что в данной сфере фактически при таком подходе может образоваться если не монополия, то доминирующее положение одного предприятия. Премьер заметил, что на первом этапе это нормально. Но позиция правительства однозначна: «Если допустим, завод мы строим крупный вместе с полигоном, значит, вся система – контейнеры, сбор, утилизация, хранение – все должно быть в одних руках. Иначе – аким покупает контейнеры, за ним никто не смотрит, завод сам по себе, вывозящие компании сами по себе – и все, ничего не будет работать. Вся нормативно-правовая база должна быть подчинена этой вертикальной интегрированной системе. Иначе бесполезно».