Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Практически все дети Казахстана сталкивались с насилием в школах. Такие данные представил детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), проведя специальное исследование в казахстанских школах.  Отчет о результатах исследования насилия в отношении детей в школах Казахстана эксперты ЮНИСЕФ презентовали в Астане, в ходе круглого стола «Актуальные вопросы обеспечения прав детей в школах».

 

Участвующий в заседании уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров подчеркнул, что данное исследование является составляющей проекта, реализуемого в Казахстане при содействии международных организаций, целью которого является изучение в целом проблемы насилия в отношении детей. В рамках проекта проводятся исследования в нескольких сферах: насилие в государственных интернатных учреждениях, вопросы предотвращения насилия в школах, и насилие в отношении детей в условиях городской среды.

 

- Данный проект не ставил своей целью выявлять, что эти явления имеют место в данном конкретном случае в Казахстане, - подчеркнул г-н Шакиров. - Это общая, я бы сказал, мировая проблема. Данный проект проводится в тесном взаимодействии госорганов совместно с НПО при содействии ЮНИСЕФ.

 

Вместе с тем, как следовало из доклада международного эксперта ЮНИСЕФ Робин Хаарр, государственным органам Казахстана есть над чем поразмыслить. Эксперты ООН проводили исследование в 40 государственных школах страны (паритетно в городской и сельской местности) осенью 2012 года. Анкетирование прошли 4207 детей пятых-десятых классов (9-17 лет), учащихся в русских, казахских и смешанных школах.

 

Так, свыше 60% детей признались, что они так или иначе сталкивались с насилием (физическим либо психологическим) в период 2011-2012 годы. В частности, 52,8% подверглись физическому насилию (47% из них были свидетелями физического насилия, 21% - жертвами, 15% - обидчики). 10% детей подвергались вымогательству (финансовому), а 15% детей признались, что подвергались сексуальному насилию. 38,8% - столкнулись с дискриминацией (возрастной, половой, национальной и т.д.). 50,2% детей стали свидетелями психологического насилия, а 40% - жертвами. При этом девочек, ставших свидетелями или жертвами насилия (физического и психологического), почти на 10% больше, чем мальчиков.

 

Что же касается непосредственно насилия в школе, то его свидетелями, жертвами и обидчиками оказались свыше 90% детей. В анкетах дети отмечали, что становились свидетелями или участниками драк, становились жертвами вымогателей, а также слышали ругань, оскорбления и даже получали побои от учителей.

 

Эксперты ЮНИСЕФ отметили также, что дети демонстрировали не слишком высокую привязанность в школе, при этом они агрессивны. Ставшие свидетелями фактов насилия дети не всегда торопились помочь пострадавшему: 30,3% признались, что они не стремились помочь. 45% помогали иногда и лишь 18% помогали жертвам постоянно. Почти треть детей никому не рассказывали о случаях школьного насилия. Тем более – если в качестве обидчика выступают педагоги. Лишь 4% детей сообщали о фактах насилия со стороны руководителей школ, 23% - о насилии от учителей. При этом 16% детей подвергались психологическому насилию именно с их стороны. А дети в городских школах чаще подвергаются насилию со стороны школьного персонала.

 

Было проведено и анкетирование школьного персонала (912 человек, включая учителей, психологов и медработников). 74% анкетируемых взрослых признались, что становились свидетелями фактов насилия среди детей, включая психологическое и физическое насилие. При этом выяснилось, что школьный персонал не знает, кому сообщать о подобных фактах: 1% считают, что только директору, 70% - школьному психологу и социальному педагогу (при этом лишь 47% действительно сообщали о таких фактах), 19% ответили «не знаю». Ну и, конечно, многие педагоги считают, что сообщать о подобном они должны родителям детей.

 

 По итогам исследований эксперты разрабатывают для казахстанских госорганов рекомендации, в первую очередь, по совершенствованию законодательной базы. Рекомендовано также разработать всестороннюю программу профилактики и искоренения насилия в школах.