В третьем часу дня в воскресенье маленькие зрители «Балапана» на месте не сидели: в эфире началась программа «Алақай, балақай!», в которой активная девушка-ведущая с двумя косичками и командным голосом демонстрировала детям упражнения с футбольным мячом. Дети, послушно выполняя все ее указания, успевали хором отвечать на многочисленные вопросы ведущей. Особенно казахстанских болельщиков футбола порадовало бы знание десятилетними детьми названий всех крупных футбольных клубов Казахстана. Когда ведущая громко выкрикивала название очередного города, дети, не медля и не переставая старательно поднимать ноги над мячом, дружно называли название клуба.

 

После активного как в физическом, так и интеллектуальном смысле времяпрепровождения настало время мультфильма. Пятиминутный мультфильм под названием «Қазақ елі» рассказал детям о... губительных последствиях для населения казахской степи сталинской коллективизации. С экрана звучали такие непереводимые на казахский язык и непонятные для юных зрителей слова как «коллективизация», «конфискация» и др. Дети в лицо увидели принесшего столько бед казахскому народу большевика, первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Филиппа Исаевича Голощекина. На экране то и дело появлялись впечатляющие цифры о количестве отправленных в течение 1922-1933 гг. в лагеря людей и количестве скота, отданного на убой.

 

Следом за таким тяжелым даже с точки зрения психики взрослого человека мультфильмом на экране появились веселые школьники – сначала в программе «Күлегеш», потом в сериале «Санжар мен Қайсар». Правда, в последнем случае смешных шуток так и не прозвучало. Вместо этого на протяжении 10 минут с экрана не сходил один из юных актеров сериала, который как заправский комедиант делился со зрителями собственными впечатлениями от работы на съемочной площадке.

 

Следующий час на телеканале открыла программа «Санамақ», призванная просветить детей относительно экономических вопросов. Воскресный выпуск программы был посвящен деятельности экономических судов в Казахстане, что в свете всего предыдущего уже совсем не удивило.  Закадровый голос хоть и говорил медленно и с выражением, едва ли сумел сделать тему более понятной для юных телезрителей. Интересно также, что наравне с вопросами о том, как функционирует судебная система в республике и какое место в ней занимает прокурор, у школьников интересовались количеством ног у пяти кошек и числом голов у трех баранов. Причем ни один из заданных вопросов не заставил детей колебаться.

 

В течение следующих пяти минут порядком перегруженные информацией дети узнали о том, какие виды сапог носили их предки-кочевники, кто такой Дулат Бабатайулы и чем он не угодил русскому царю, какое место по запасам урана, вольфрама и молибдена занимает Казахстан в мире, как развивалась металлургия в казахской степи и, наконец, как республика стала независимой. Рассказ о независимости, к слову, занял не более минуты. После всего увиденного и узнанного за полтора часа на детском телеканале возникло ощутимое сомнение в целесообразности существования образовательного канала «Бiлiм».

 

Сомнения отпали, как только на телеканале началась программа под названием «Реальная наука». О науке здесь говорили серьезно – достаточно сказать, что ведущий передачи Ербол Сулейменов обладает степенью магистра философии. Однако беседовали гости программы, отнюдь, не на философские темы. В центре обсуждения была ядерная энергетика и связанные с ее развитием в Казахстане технологии: например, использование лазерного ультразвука для диагностики ядерного топлива. Продемонстрированные отечественными профессорами и кандидатами физико-математических наук формулы, схемы и замысловатые графики, наверняка, ввели в ступор не одного старшеклассника.

 

В промежутке между программами на экране появилась уже знакомая зрителям «Балапана» телевизионная рубрика «А знаете ли вы..?»  Однако здесь зрителей решили не переутомлять, и меланхоличного вида школьник кратко рассказал зрителям о таксе Вальди, которая стала талисманом Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене. В другой раз на экране появилась девочка с ангельским выражением лица и двумя бантиками на голове, которая рассказал о таэквондо, не забыв упомянуть, что в действительности это слово состоит из трех других: «нога-кулак-искусство».

 

Далее зрителям телеканала предложили взять в руки холст и окунуться в мир рисования с ведущим программы «Картина маслом». Спустя 25 минут перед зрителями предстал настоящий венецианский пейзаж. На протяжении всего урока сам художник говорил редко, но метко: «Мы смешиваем немного умбры, краплака и голубого фацета, чтобы найти цвет нашего крайнего дома».

 

Намного более понятно изъяснялись участники следующей программы – «On-line  мектебі». Учитель знакомила шестрых младшеклассников – из третьего и четвертого классов – с таким жанром устного народного творчества, как легенда. Школьники послушно описывали картинки, составляли вопросы друг другу, искали в легендах живописные сравнения, с волнением произнося каждое слово. Учитель умело управлялась со школьниками из разных классов, по очереди давая задания одним и проверяя у других. В результате дети составили подробный психологический портрет Алдара-Косе, детально разобрались во всех художественных приемах, использованных в легендах о народном герое, и коллективными усилиями пришли к выводу об актуальности древних легенд для современного общества.

 

После получасового экскурса в казахскую литературу детям предложили задуматься о своей будущей профессии в программе «Кім боламын?». На выбор предложили одну, и, надо сказать, не самую очевидную – стать метрологом. У появлявшихся на экране ведущих и спикеров не наблюдалось никакого стремления к тому, чтобы говорить о сложном как можно понятнее. Надежда на то, что десятки школьников после этой программы посвятят свое будущее именно метрологии, окончательно растаяла после кадров с лабораторным кроликом, на котором специалисты испытывали парфюмерные средства.

 

Таким образом, часы, проведенные с телеканалами «Балапан» и «Бiлiм», убедительно продемонстрировали, что именно телевизионщикам мы должны будем сказать «Спасибо!» за взращивание в Казахстане интеллектуальной нации. Главное, чтобы мультфильмы о коллективизации не заменили собой добрые и поучительные истории о вечных человеческих ценностях.