Редкая итоговая аналитическая программа на казахстанском канале обходится без мнения блогеров по поводу того или иного важного и не очень решения правительства. Минувшая неделя исключением, конечно же, не стала — телеканал «Астана», например, с удовольствием процитировал самые острые и ироничные замечания пользователей Твиттера по поводу нашумевшего поручения президента о запрете использования шипованной резины на дорогах столицы.

Авторы программы «20:30. Избранное за неделю» в лучших журналистских традициях представили сразу несколько разных мнений по этому поводу. Так, один из микроблогеров заметил, что в Актау «зимние шины» вообще никогда не используют, потому что «дороги хорошего качества». Известный журналист Толеген Байтукенов также заметил в своем Твиттер-аккаунте, что «во многих странах ЕС запрещены шипованные покрышки».

Между тем, противники этой идеи в социальных сетях также не дремали. Один из известных блогеров Искандер Салиходжаев привел собственную дорожную арифметику: «Шипы снимают 1 см дорожного полотна, подрядчики 2 см, чиновники 3 см. Вот и ездим по плохим дорогам». Ему вторил Ринат Балгабаев, предложивший наказать по справедливости тех, кто на строительстве дорог ворует до 40% , «и тогда не надо будет шипы запрещать».

На этом эфирное время для блогеров закончилось. К слову, раньше их творениям в итоговой программе канала посвящали целые рубрики, да и читали журналисты «Астаны» в пору Гульжан Мукушевой не только микроблоги. А пока обзоры отечественной блогосферы на телеканале благополучно канули в лету, другие каналы находят собственные подходы к этой серьезной когорте интернет-пользователей.

С середины прошлого года на «Седьмом канале» в ежедневных выпусках новостей блогер Айгуль Жамалова осуществляет «обзор новостей в Сети». Первые выпуски программы, нужно сказать, довольно неплохо освещали творчество казахстанских блогеров — то они подсчитывали, что можно построить на 1 млрд тенге вместо заявленного подземного перехода перед одним из торговых центров столицы, то рассказывали о впечатлениях бельгийцев от поездки на отечественных поездах.

Между тем, в последних обзорах Жамалова к блогерам предпочитает вовсе не обращаться. По необъяснимой причине предметом ее сообщений все чаще становятся публикации популярных в Казнете новостных порталов и комментарии, которые пользователи оставляют под их материалами. Таким образом, если в самом выпуске новостей корреспонденты освещают более или менее значимые новости, интернет-обозреватель рассказывает о новом клипе «парня-бешбармака» из Актобе или туалетной бумаге «с 24-каратным золотым рисунком». Почему блогеры вдруг оказались в немилости у «Седьмого», остается только догадываться.

Не в пример «Седьмому» действуют корреспонденты круглосуточного новостного канала «24.KZ», которые в 2013 году запустили собственный телепроект под незатейливым названием «Блогеры». Телевизионщикам нужно отдать должное — анонсы новых «Блогеров» регулярно появляются в социальных сетях, хотя сами программы пока еще не собирают сотни просмотров на официальном сайте телеканала.

Последний выпуск программы ведущая Анжела Гарипова начала с рассказа о том, как известный блогер Александр Цой на один день стал бизнес-консультантом центра поддержки предпринимательства фонда «Даму». На экране появились фотографии памятного дня, а также комментарии друзей Александра в социальной сети Facebook. Вероятно, авторам программы такая задумка понравилась: «...неплохой способ привлечь внимание к деятельности организации. Возможно, в скором времени, чтобы пропиарить ту или иную компанию, будут обращаться не к PR-менеджерам, а к блогерам», — отметила Гарипова.

В заключении сюжета ведущая, к слову, пообещала всем блогерам, кто сделает что-то подобное и опубликует свой опыт на просторах Казнета, обязательную огласку. Пообещала и перешла к вещам куда более абстрактным — к тому, каким образом взаимосвязаны интернет-пространство и политический климат в стране.

«Сейчас стирается грань между теми, кто действительно выражает свое мнение и так называемыми „мурзилками“, „гремлинами“ и троллями», — сделала ведущая отсылку к известной публикации Салимы Дуйсековой об этом малоосвещённом феномене политической жизни Казахстана. После того, как женский закадровый голос с чувством зачитал несколько отрывков из статьи, Гарипова предупредила зрителей о том, что прежде чем ввязаться в какой-то спор в социальной сети, лучше несколько раз подумать — «а не являетесь ли вы пешкой в чужой игре?».

Оставив телезрителям больше вопросов, чем ответов, ведущая перешла к следующей обсуждаемой в Казнете теме — «банановому флешмобу», появившемуся с легкой руки футболиста «Барселоны» Дани Алвеса. Свое «нет» символу расизма вслед за известным футболистом, по словам ведущей, скажут и другие представители мирового спортивного бомонда, выложив в сеть свои фотографии с бананом. Авторы программы с удовольствием процитировали слова некоторых из них: «Мы все — обезьяны, и мы все одинаковые». Со словами «Я против расизма» Гарипова также отправила в рот кусок банана.

«Следите за своими мыслями, постами и комментариями, потому что мы следим за вами!», — сказала напоследок ведущая «Блогеров». И в этих словах, пожалуй, заложен основный смысл отношений между телевизионщиками и блогерами.

Между тем, в то время как тележурналисты уже обратили свой пристальный взор на отечественную блогосферу, казахстанские блогеры не спешат отвечать им тем же. Телевидение едва ли становится предметом серьезного анализа их постов, а сама привычка смотреть телевизор, очевидно, не входит в число желательных для серьезного блогера.

Остается, должно быть, только порадоваться, что в этом смысле телеканалы уже давно преодолели свои комплексы, а тележурналисты — свою гордость, признав за блогерами право на уникальное и неординарное мнение, которое зачастую достойно огласки.