Ни для кого из поклонников отечественного телевидения не секрет, что первые места телевизионных рейтингов традиционно делят между собой КТК и «Евразия». В ноябре 2013 года, согласно замерам TNS Gallup Central Asia, не было ни одной недели, когда бы в десятке самых популярных программ по итогам семи дней оказались продукты других казахстанских телеканалов. Ровно три раза за четыре недели в заветной десятке побывали «Портрет недели» и «Аналитика» с максимальными рейтингами в 9,07% и 10,24% соответственно.

 

С недавних пор противостояние между двумя информационно-аналитическими программами и вовсе обрело пугающие очертания – «Аналитика» и «Портрет недели» стали выходить в эфир в воскресенье в одно и то же время. Во многом именно это и стало поводом для еженедельных метаний телезрителей и, следовательно, дало повод обширному количеству комментариев на этот счет. В минувшее же воскресенье в дискуссию со сбитой с толку аудиторией вступил выпускающий редактор программы «Портрет Недели» Александр Подойников.

 

Некоторые интернет-пользователи отметили непередаваемое сходство между манерой вести программу Александра Трухачева, бывшего собкора КТК, и Артуром Платоновым, некогда главного лица «Портрета недели».  Кто-то даже усмотрел в словах Трухачева недвусмысленную издевку над своими бывшими коллегами. Эту мысль не преминул поддержать выпускающий редактор «Портрета недели», заявив в своем аккаунте Twitter, что «очень не красиво и где-то даже подло плевать в колодец, из которого с десяток лет пил воду». Подойников кроме этого выразил однозначную уверенность в том, что ровно 85% стиля «Аналитики» позаимствовано у опытного журналиста Платонова.

 

К слову, никакой «издевки» Трухачев в прошедшие выходные себе не позволил – и уж тем более не стал публично отрекаться от своего прошлого на КТК. В начале программы он всего лишь отметил, что «настоящая аналитика» - это «когда к концу программы становишься на час взрослее и на несколько жизней мудрее» (что собственно и продемонстрировал на собственном примере, с помощью компьютерной графики внезапно преобразившись в старца с тросточкой).

 

Однако по-настоящему удивили авторы «Аналитики» другим – на 40-й минуте программы в нижней части экрана появилась многообещающая надпись «Вся правда о новостях-1». «Новости. У одних они медленные и величавые, у других – страшные. А у нас на канале – самые подробные. Так, во всяком случае мы сами для себя, определяем то, какими должны быть настоящие новости», -  произнес Трухачев. И тут же пообещал, что «расскажет и покажет», как делаются те самые «настоящие новости», а также объяснит, с какой целью он все это делает.

 

Оказавшись в ньюсруме канала, ведущий «Аналитики» принялся увлеченно рассказывать телезрителям о происходящем, попутно представляя некоторых из своих коллег. Так, зрители узнали, что руководит дирекцией информационно-аналитических программ «Лена» Кливец, а Омиргуль Жендетхан возглавляет продюсерскую службу (где, по словам Трухачева, работают «контрразведчики, дипломаты, добытчики новостей»). Кроме этого, он рассказал аудитории о том, что такое телефонный «хрип» и какую важнейшую роль он может сыграть в попытке добыть эксклюзивную информацию.

Спустя каких-то три минуты Трухачев уже снова сидел в студии и со знанием дела заявлял: «Работа в новостях – это постоянная погоня за эфиром и попытка не упустить жизнь». Напоследок пообещав раскрыть в следующее воскресенье еще больше «секретов» новостей «Евразии», ведущий программы вернулся к другим пунктам повестки недели.

 

А в это время на КТК подходила к концу традиционная воскресная информационно-аналитическая программа «Портрет недели» с Сергеем Пономаревым. К слову, две конкурирующие передачи в этот раз объединила лишь одна довольно далекая от событий внутри страны темы – волнения на Украине. Некоторое сходство кроме этого можно было усмотреть и в сюжетах на одну из «вечных» тем – об отчаянных и безответственных матерях Казахстана.

 

Символично, что сюжет на эту тему для «Евразии» готовила также некогда работавшая на КТК Лаура Кунекова. Журналистка начала свой сюжет с  констатации бездушия казахстанского общества, и уже спустя несколько секунд вещала вполне в стиле КТК – о том, как «обычная воспитательница уральского интерната прижигала раскаленным утюгом руки беззащитных умственно отсталых детей». Корреспондент, разумеется, не забыла красноречиво назвать действия воспитательницы «зверскими», а саму ее – «монстром». Далее последовала история о том, как родная мать и бабушка «выставили на торги» собственного ребенка в Талдыкоргане, а также о том, что в Актобе «пятилетняя малышка вместе с пьяницами-родителями выпила четыре рюмки водки».

 

Между тем, своих коллег с КТК Кунековой переплюнуть все же не удалось. Корреспонденту канала Елене Сторчак удалось пообщаться с женщинами, подозреваемыми в попытках убить своих детей. Несмотря на то, что в подводке к сюжету Пономарев обошелся без употребления в адрес женщин различных эпитетов, сам сюжет назывался кинематографическим  «Моя ужасная мама». Одна из несчастных в итоге сама окрестила себя «монстром», другой «животную агрессию» приписала сама автор сюжета.

 

И хотя провести сравнение между этими двумя сюжетами не так сложно – общие черты заметны даже невооруженным взглядом – каналы, очевидно, по-разному подходят к выбору тем для собственной аналитической работы.

 

Например, в то время как журналисты «Аналитики» критично рассматривали предложение о введении всеобщего обязательного декларирования доходов, корреспонденты КТК рассказывали своим телезрителям о «новых посадках» и судебных процессах над бывшими чиновниками в Астане. Пока на «Евразии» выявляли кризисные явления в министерстве здравоохранения и в системе отечественного массового спорта, КТК показывал пугающие сюжеты о кражах невест в стране и хвастался эксклюзивом о 90-летней неунывающей бездомной старушке.

 

Каналы конкурируют между собой в погоне за тем самым телезрителем, который временами предпочитает более или менее объективный взгляд на коррупционные явления в среде казахстанских врачей, а порой не против ужаснуться беспринципности отечественных мужчин, желающих жениться на «той самой» любой ценой.