Маргарита Бочарова, Vласть

 

Итоговые информационно-аналитические программы на прошлой неделе были как под копирку. Картинки с заседания Высшего Евразийского Экономического Совета сменялись тревожными кадрами из соседнего Кыргызстана, на смену репортажам с бишкекского саммита стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности приходили картинки с декларирующим Есенина Владиславом Косаревым. Но главное – телевизионщики прошлись по «нерадивым госслужащим», не преодолевшим конкурсный отбор в корпус «А».

 

Примечательно, что животрепещущую тему не обошли вниманием корреспонденты самого доброжелательного канала на отечественном телевидении. Риторика «Хабара» в отношении полутора сотен лишившихся своих мест чиновников, конечно, была выдержана в лучших традициях официального государственного телевидения. Да и акценты с точки зрения государственной идеологии были расставлены верно: «Эксперты считают, что столь тщательный отбор положительно скажется не только на уровне госуправления, но и на благосостоянии каждого из нас», - произнес в подводке к сюжету ведущий «Жеті күн» Андрей Тараков.

 

Из сюжета  выяснилось, что такого мнения придерживается всего один высказавшийся по этому поводу эксперт – Болат Байкадамов, директор института общественной политики НДП «НурОтан». С абсолютно неменяющимся выражением лица Байкадамов рассказывал журналистке «Хабара» о том, как потребность в качественном составе политических служащих в современном Казахстане стала «жизненно-необходимой».

 

Далее на фоне незамысловатой инфографики закадровый голос поведал зрителям о том, сколько кандидатов на зачисление в корпус «А» приняли участие в состоявшемся тестировании. После сухой статистики по всем законам телевизионного жанра в кадре появился средних лет претендент в кадровый резерв корпуса «А», который уверенным тоном сообщил группе журналистов, что просто не может не знать законодательства, так как работает в парламенте. Коллеги чиновника, к слову, тоже все без исключения «получили высокие баллы», успел-таки сообщить на камеру самоуверенный кандидат.

 

После ударной дозы позитива корреспондент Хабара все-таки перешла к тем государственным служащим, которым тестирование так и не далось. Строго говоря, в эфире прозвучали лишь три имени – главного санитарного врача страны Жандарбека Бекшина, председателя комитета по управлению земельными ресурсами министерства регионального развития Кадирхана Омарова и акима Алматинского района столицы Павла Кулагина. Тем интереснее подмечать тех, кого в своих сюжетах упоминали другие телеканалы.

 

Логичным образом после этого неутешительного и недолгого перечисления речь в сюжете зашла об объективности проводимого среди претендентов на вхождение в корпус «А» тестирования. Токтамыс Жумагулов, заведующий отделом агентства по делам госслужбы, высказался на этот счет примерно в таком духе: раз «15-го, например, из 146 человек тестирование не прошли 29 %, а 16-го  числа из 141 человека не прошли тестирование 38 %», значит, можно с уверенностью говорить о непредвзятости конкурсного отбора.

 

Ближе к концу сюжета поводов для положительных эмоций у телезрителей только прибавлялось. Байкадамов говорил о том, как новая практика отбора государственных служащих откроет талантливым управленцам «дорогу в элитный эшелон». Корреспондент на фоне строгих астанинских пейзажей вещала о 15 рекордсменах среди участников тестирования, набравших 100 баллов из 100.

 

Телеканал КТК, журналисты которого совсем не привыкли излучать позитив, не стал исключением, и новости об итогах тестирования среди претендентов на вхождение в корпус «А» прозвучали в итоговой передаче. Сергей Пономарев начал с того, что констатировал начало «черных деньков» для казахстанских чиновников, тут же пояснив, что порядка 150 чиновников «с треском провалили экзамен на знание элементарных законов».

 

Последующий за этой обличительной подводкой сюжет начался, как ни странно, с интервью с восседающим в своем рабочем кабинете акимом города Шахтинск, который тестирование в корпус «А» успешно преодолел. Градоначальник искренне рассказал о том, как тянул билет, на какие вопросы пришлось отвечать, и как стыдно было бы возвращаться в город после проваленного экзамена.

 

Изучив список претендентов на вхождение в корпус «А», журналистка КТК сделала небанальный вывод: «Судя по фамилиям, либо у наших предков было слабо с фантазией, либо на экзамены идут целыми династиями», - произнесла она в то время как на экране в упомянутом списке выделенными оказались десятки кандидатов с одинаковыми фамилиями.

 

Картинка сменилась аудиторией с покорно сидящими перед компьютерами солидного вида мужчинами. «Эти мониторы и компьютеры за две недели повидали немало испуганных чиновничьих лиц», - не унималась корреспондент телеканала. Следуя логике повествования, она быстро перешла собственно к перечислению госслужащих, для которых тестирование оказалось непреодолимым барьером. Прозвучали фамилии председателя комитета по контролю и социальной защите минтруда Сериккали Бисакаева, председателя комитета по контролю в сфере образования и науки минобразования Серика Ирсалиева,  Жандарбека Бекшина и Кадирхана Омарова.

 

 

Однако обнародованием имен КТК решил не ограничиваться: журналистка отправилась на место работы одного из «двоечников» - Павла Кулагина, не ответившего всего на два вопроса. Того (в лучших традициях журналистики) на месте, конечно, не оказалось. На следующий день корреспондент КТК также безуспешно пыталась застать чиновника на рабочем месте. Получить комментарии других непрошедших тестирование чиновников телеканалу тоже не удалось. Зрителям была продемонстрирована красноречивая отписка одного из ведомств, в котором журналистам в самой вежливой форме сообщалось: «мы не можем предоставить его комментарии». Речь, к слову, шла о председателе комитета технического регулирования и метрологии министерства индустрии и торговли.

 

Завершение сюжета и вовсе вышло чрезвычайно далеким от «хабаровского» позитива: «От общественников поступило еще одно дельное предложение – помимо тестирования проверять всех чиновников на детекторе лжи. Правда, есть опасение, что после этого работать вообще будет некому», - таким  пассажем закончился драматичный телесюжет.

 

В контексте многочисленных сюжетов на всех отечественных телеканалах, так или иначе ругающих нерадивых казахстанских чиновников, подумалось, что если таким образом произошел хотя бы частичный «сброс» общественного  возмущения, то в ближайшее время социальные протесты Казахстану не грозят. Самое удивительное – благодаря «Хабару», в том числе.

 

Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz  обязательна в первом абзаце материала.