Телевидение и государственные чиновники
В 2013 году казахстанские чиновники были на удивление красноречивы - их перлы с легкой подачи телевизионщиков мгновенно становились достоянием общественности. За этот год тележурналисты научились внимательно слушать высокопоставленных госслужащих и мастерски выбирать те их выражения, которые имеют потенциал произвести на зрителя весомое впечатление.
Одной из икон казахстанского телевидения в 2013 году без сомнений стал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Если бы не тележурналисты, казахстанцы никогда не узнали бы, что, например, со скотом нужно разговаривать на одном с ним языке. Свою популярность в 2013 году благодаря телевидению не утратил и бывший глава Национального банка Григорий Марченко, который, было дело, деловито рассуждал о подарках на 8 марта, отвечая на вопрос журналистов. И было бы кощунством не выразить благодарность тому корреспонденту КТК, который открыл миру бывшего министра труда и социальной защиты населения Серика Абденова с совершенно новой стороны - как человека, точно знающего ответ на вопрос «Почему?».
Телевидение и профессионализм
Телевизионщикам в уходящем году нередко приходилось балансировать на грани соблюдения принципов профессиональных и этических. Некоторым, по мнению аудитории, это удавалось с переменным успехом. Однако все же если бы не телевидение, самые любопытные из зрителей никогда бы не увидели первые кадры с места крушения пассажирского самолета авиакомпании «Скат» в январе. Сложно представить, что кому-то из телезрителей такое зрелище действительно доставило хоть какое-то удовольствие, но такие «этические» перекосы, скорее всего, указывают на явное стремление телеканалов к наиболее полному освещению тех или иных событий.
Вопросы профессионализма государственных телеканалов остро встали и в конце года, когда «Хабар» вместе с другими официальными масс-медиа вступил в гонку за лучшим компроматом на действующий кабинет министров. Несмотря на то, что критического запала традиционно позитивно настроенных журналистов хватило ненадолго, попытка найти определенный баланс в собственной информационной политике некоторую часть аудитории все же порадовала.
Телевидение и «трудные» темы
Тележурналистам следует отдать должное и в том, что важных тем они из виду старались не выпускать. Откровеннее всего сюжеты на телевидении получались про казахстанских детей, чья тяжелая участь была в полной мере раскрыта в десятках сюжетов и ток-шоу, и «проблемных» матерей, чье неоднозначное отношение к собственным детям нередко приводило в ужас даже бывалых журналистов.
Кроме этого, в конце весны последние вместе со всеми казахстанцами были шокированы поведением актауских школьниц, которые жестоко и хладнокровно избили собственную одноклассницу, сняв все происходящее на камеру.
Несмотря на похвальную открытость телеканалов к непростым темам, телевизионщики все еще грешат излишне эмоциональным подходом к ним.
«Малолетние хулиганки», «воспитательница-монстр», «животная агрессия» матери, страдавшей от регулярных побоев со стороны собственного сына - это лишь небольшая часть тех эпитетов, которые тележурналисты, не обделенные творческими способностями и обладающие достаточным лексиконом, все еще приписывают героям собственных сюжетов.
Телевидение против
В 2013 году отечественные телевизионщики доказали, что способности спорить с собственными источниками информации им не занимать. Обнаружить у известного тележурналиста собственную точку зрения на ту или иную проблему и готовность ее отстаивать оказалось весьма занимательным, что убедительно продемонстрировали телерейтинги.
Например, в уходящем году Динара Сатжан в привычной ей эмоциональной манере спорила с Нурланом Утешевым по случаю нашумевшего танца карагандинских студентов, а Нурлан Еримбетов в своей «Открытой студии» и вовсе не стеснялся делать довольно смелые выводы по поводу всех злободневных тем недели.
И хоть подчас категоричность высказываний известных казахстанских тележурналистов, как минимум, настораживает, в этом усматривается попытка говорить со зрителем на одном языке. А если быть еще точнее, попытка говорить именно то, что сказали бы сами телезрители, будь у них возможность обратиться к представителям власти.
Телевидение и эмоции
Если бы не работа некоторых казахстанских телеканалов, казахстанский зритель никогда бы не узнал, к примеру, о существовании семьи Машуровых, где малодушный отец оставил своих отпрысков без крыши над головой, за что в прямом смысле этого слова досталось его нынешней жене и сестре. Аудитория не смогла бы понаблюдать за то ли реальной, то ли «подставной» дракой участников популярного ток-шоу на Седьмом, не имеющей к расизму никакого отношения, однако возникшей после прозвучавшего «фашист».
Благодаря телевидению зрители прониклись историями 31-летней Балаусы, испытывающей проблемы с лишним весом, «травести-див» Жасмин и Урсулы, мужчины по вызову Сергея, семьи Заикиных из города Кентау, которых уже на телевидении окрестили «хозяевами помойки», а также узнали все неприглядные подробности из жизни семьи погибшего водителя бензовоза Александра Горюнова. В век, когда даже бездомные на улице перестают вызывать в людях какие-то эмоции, телевидение, к счастью, продолжает развивать в своей аудитории способность к эмпатии.
Телевидение и новые форматы
Казахстанские телеканалы все чаще балуют своих зрителей оригинальным или почти всегда оригинальным подходом к давно известным вещам. К сожалению, не всегда зрители сразу узнают о новых программах и форматах, но это пусть останется на совести работников маркетинговых отделов.
В ушедшем году «Тан» презентовал собственную информационно-аналитическую программу хронометражом в 20 минут, «Ел Арна» решила, что аналитика эффективнее всего прозвучит из уст кукол-носков. На «Хабаре» в уходящем году стали обсуждать кино - вернее, такая попытка состоялась, и пока энтузиазм вокруг этой затеи у ее авторов не утихает. На «Седьмом» опробовали известный во всем мире формат реалити-шоу, направленный на поиски второй половинки для одного конкретно взятого чудо-мужчины. Однако самой уникальной характеристикой большинства новых программ на отечественном телевидении становится их двуязычный формат. Насколько это выгодно с точки зрения интереса аудитории, предстоит еще выяснить, однако интерес к нему со стороны телевизионщиков уже более чем очевиден.
Перефразируя один известный анимационный фильм, если телевизор и не является теперь главным украшение праздничного стола, то в течение года, он исправно выполнял свои функции - развлекал, информировал и не оставлял равнодушным. Vласть поздравляет всех коллег-телевизионщиков с наступающим Новым годом и обещает пристально следить за плодами их работы - чтобы было не только что посмотреть, но и о чем рассказать.