Сюжет о том, как нынче плохо живется в моногородах – в особенности после того, как была принята государственная программа развития моногородов на 2012-2020 годы – в итоговой программе «Евразии» «Аналитика» назывался просто, но со вкусом – «Брошенки». Тем не менее, понять, по отношению к кому редакторы программы проявили такую изобретательность, так и не представилось возможным – заголовок в равной степени мог относиться как к жителям моногородов, так и к их акимам.
Интересная беседа вышла у корреспондентов программы с акимом города Абай, который, по словам репортера, выполняет обязанности градоначальника всего неделю. К визиту съемочной группы герой сюжета подготовиться не успел, но начал отвечать на вопросы журналистов вполне уверенно. «На снос домов было выделено 204 млн. тенге. В этом году мы сносим…», - бодро начав, аким вскоре запнулся. Но и тут не растерялся: «Давайте перезапишем, я сейчас вспомню», - обратился он к корреспонденту.
Далее он начал нервно перемещаться перед камерой, мучительно пытаясь вспомнить количество домов, планируемых к сносу в 2013 году. В какой-то момент ему вдруг показалось, что таких домов непременно должно быть 16, но уже в следующую секунду он потянулся рукой в карман, извлек оттуда мобильный телефон и, вероятно, воспользовался подсказкой своих подчиненных. Что сказал нерадивому акиму города его заместитель и каково в действительности количество подлежащих сносу домов, телезрители так и не узнали. Не узнали они и ответа на следующий вопрос журналистов.
К тому моменту, когда голос из-за камеры спросил вдруг о развитии малого бизнеса в городе, чиновник был похож на неподготовленного к экзамену студента. Сначала он попытался было что-то ответить, но, немного подумав и оценив ситуацию, решил не играть с огнем и с виноватой улыбкой сознался, что на этот вопрос ответить не может. Чуть погодя, аким решил на всякий случай извиниться вообще за все, что он наговорил на камеру. Нервно рассмеявшись, он констатировал грустную правду: «Имидж мне попортите…», - сказал он, обращаясь к журналистам. Так, в общем-то, и случилось.
Ничего подобного, однако, не произошло бы, если бы в городок Абай приехала съемочная группа телеканала «Хабар». Но корреспонденты канала решили отправиться дальше, а именно в Зангарский район Павлодарской области, чтобы встретиться с самым молодым из избранных акимов. 25-летний Хамза Оразбеков теперь, скорее всего, будет вынужден принимать у себя множество корреспондентов со всей страны. Пока его молодость не перестанет быть главным предметом обсуждения.
Не в пример своим коллегам с «Евразии» журналисты государственного телеканала цифрами и темпами развития малого предпринимательства в селах Зангар и Коряковка не интересовались. Судя по ответам парня, вопросник у корреспондентов был вполне типичный для таких случаев: почему решили принять участие в выборах и каких свершений сельчанам ждать в самое ближайшее время. «Войти в эту работу целиком и полностью» пообещал населению Оразбеков, который отныне подотчетен 744 жителям района.
Спустя некоторое на время на экране появилась женщина средних лет, хозяйничающая у себя на кухне и приговаривающая: «Надо, конечно, первым делом по хозяйству все сделать: корову подоить, выгнать стадо, переработать молоко, приготовить обед домашним на весь день». Можно было подумать, что это одна из местных жительниц, рассказывающая о тяжелых сельских буднях, которые новый аким и скрасит своей полезной деятельностью. Однако чуть позже выяснилось, что Валентина Львовна – а именно так и зовут вышеупомянутую женщину – также законно избранный сельский аким.
Журналистов аким села Луганское почему-то принимала у себя дома, где даже посетовала на то, что времени окружить заботой «домашних» у нее не всегда хватает. Валентина Львовна о своей работе рассказывала так, будто работает не иначе как в службах экстренной помощи: «Но иногда, конечно, приходится все это на полпути бросать, ехать на вызов – кому-то нужна срочно какая-то помощь, кому-то просто нужно поговорить…». И когда у кого-то из сельчан возникает стойкое желание поговорить с акимом, женщина немедленно садится в свой белый «Жигули» и отправляется на помощь.
А вот другой аким – Карабулакского сельского округа – судя по всему с чуть меньшим энтузиазмом отдается своим обязанностям. В воскресном выпуске «Бюро расследований» уже бывалый сельский аким заявил: «Пообещал – наверное, по мере возможности сделаю – развитие инфраструктуры, ремонт улиц, дорог». Оговорка в середине фразы выдает в уже пожилом мужчине опытного управленца, который понимает: пообещать – не значит сделать.
Журналисты к провинциальным акимам, надо сказать, совершенно беспощадны. Удивить корреспондентов в сельской глубинке ничего не стоит – достаточно показать им колодец, откуда местное население до сих пор добывает воду для всех своих нужд зимой и летом. В классическом сюжете возмущенная съемочная группа после беглого знакомства с окрестностями отправляется прямиком в местный акимат.
Там, по все тому же классическому сценарию, обнаруживается лишь перепуганная секретарь, которая сбивчиво рассказывает о том, куда по делам уехал ее начальник. Записав на скрытую камеру несчастную женщину, журналисты удаляются из акимата непобежденными. Такими же гордыми члены съемочной группы возвращаются в редакцию. А жителям аула остается уповать лишь на то, чтобы сюжет про их колодец все-таки увидел свет в вечерних новостях. И желательно на КТК.