«Почему тему морального воспитания детей я считаю предельно важной для наших школ? Дело в том, что она практически отсутствует в современном образовательном процессе нашей страны», — отметил Тасмагамбетов в ходе августовского совещания педагогов в столице в четверг.
Он напомнил, что каждый классный руководитель в начале учебного года составляет календарный план внеурочных занятий.
«Однако, так называемые „классные часы“, где должна проводиться тонкая психо-эмоциональная работа с детьми, где необходимо устанавливать доверительные отношения между учителем и детьми, которые практически у всех довольно сложные, превращаются в формальное времяпрепровождение. Уверен, что никто не обращает внимания на суть и содержание этих уроков, не говоря уже о системном подходе и контроле», — добавил аким.
В то же время, по словам Тасмагамбетова, в современных условиях, с появлением новых, более сильных и даже агрессивных носителей информации границы морали оказались вообще размытыми.
«Недавно в интернете разгорелись споры вокруг фотографий одного из пользователей, на которых парковка одного из элитных ресторанов устлана дорогими шерстяными коврами. Почти 90 процентов читателей в своих комментариях отмечают не маркетинговую фишку, которую изначально пытались создать хозяева ресторана, а элементарную деградацию морали. То есть, люди, сами того не осознавая, преследуя личные коммерческие цели, ради создания или получения комфортных услуг, легко переходят тонкую моральную грань», — привел пример Тасмагамбетов.
Глава города отметил, что нынешнее целенаправленное воздействие информационных технологий способно как формировать, так и разрушать моральные ценности, особенно подрастающего поколения.
«Простыми словами это называется техникой «промывания мозгов», когда даже ложные и неприемлемые в обществе пороки в процессе психологического воздействия становятся в ряд обыденных ситуаций. Одна из таких технологий получила название «Окно Овертона», — добавил он.
Согласно теории, если в течение некоторого времени использовать определенные технологии манипулирования общественным мнением с помощью СМИ, можно незаметно для любого общества совершенно неприемлемое явление довести до общепринятой нормы, вплоть до закрепления в законах.
«Ярким примером работы этой технологии в планетарном масштабе служит запретная на протяжении столетий в религиозном мире тема нетрадиционных сексуальных отношений. Она не просто стала политической нормой в ряде высокоразвитых стран, а пережила такую трансформацию, что в США, в штате Калифорния, сенатом одобрен обязательный курс изучения истории достижений представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Полагаю, вы и сами наблюдаете, как эта тема „раскручивается“ в международных средствах массовой информации. Резонен вопрос: А что дальше?», — заметил Тасмагамбетов.
По его словам, логика, описанного Овертоном «Окна возможностей» в том, что «эта технология легче всего движется в том обществе, у которого нет моральных ориентиров, там, где они подменены фальшивыми призывами определенных заинтересованных сил, и где моральные устои размыты».
«Поэтому считаю, что всем городским школам необходимо обратить серьезное внимание на проведение внеурочных тематических воспитательных занятий с обсуждением актуальных тем, которые непосредственно волнуют наших детей. А центральной задачей для всех гуманитарных предметов должно стать раскрытие в том числе их сути сквозь призму моральных ценностей. Это должно проходить „красной нитью“ создавая у учеников целостное представление об общей системе моральных принципов человечества», — заключил глава столицы.