Тогжан Калиаскарова, Vласть
Счастливей казахстанских женщин нет во всем мире – с этим посылом выступили накануне эксперты в ходе Международного форума «Женщина и религия». Такие заявления среднестатистический гражданин нашей страны слышит довольно часто, а вот Валерию Порохову, гостью мероприятия, автора смыслового перевода Корана с английского на русский язык, который на сегодня выдержал уже более 10 изданий, в мусульманском мире известную, как Иман ("вера" - V) Порохова, участниками конференции не терпелось послушать.
В пресс-релизе был заявлен целый ряд чиновников, депутатов, общественных деятелей и теологов, но Порохова (вызывающая в мусульманском мире противоречивую реакцию, будучи при этом знаковой величиной) стала главным ньюсмейкером мероприятия. В отличие от многих присутствующих на форуме женщин-мусульманок, одетых в хиджабы, она была в привычной ей изящной шляпке, из-под которой выбивались белокурые пряди.
Порохова вначале своей речи сделала замечание казахстанским мусульманам: «Почему в Казахстане я редко слышу слова приветствия: «Мир вам»?». После традиционного в мусульманском мире приветствия, которое Иман-Валерия адресовала всем присутствующим, по залу побежал шепоток. Неосведомленная часть зала, интересовалась вполголоса: «Кто эта славянского вида женщина? Она говорит об Исламе? Она вообще мусульманка?».
Свое основное выступление Валерия Порохова начала словами, которые вызвали восторг у всех присутствующих женщин: «У женщины в Исламе одни права, а у мужчины одни обязанности». Порохова продолжила:
«Нет женщины в мире, которая обладала бы таким большим и всеобъемлющим количеством прав, как мусульманская женщина. Мы совершенно равноправны с мужчинами, а у мужчин есть еще и обязанность - потакание нам во всем», - добавила она.
Иман-Валерия ответила на вопрос, который интересовал многих присутствующих – имеет ли право работать женщина-мусульманка? Ответ был утвердительным - имеет право работать, ежедневно ходить в офис и общаться с коллективом.
«В Исламе женщина может работать столько, сколько ей вздумается. Но этот деликатный вопрос она должна обсудить со своим мужем, потому что она не одна – у нее семья. К слову, все, что зарабатывает муж, идет в семейный бюджет, все, что зарабатывает женщина - идет ей в карман. Это очень важно. Если вы жили в мусульманском мире, то видели, что многие женщины работают. К примеру, в Иране, вся журналистика, все СМИ – это женщины», - отметила она.
Следующий актуальный вопрос, на котором заострила свое внимание госпожа Порохова, ношение хиджаба в современном мире. Она уверена, что одеяние, которое мы уже привыкли видеть на многих алматинских девушках (длинные бесформенные платья-плащи темного цвета), навязаны нам неправильными представлениями об одежде мусульманок.
«На женщине может быть любая одежда, любого цвета. Главное, чтобы были прикрыты интимные части тела. А покрытая голова женщины – это не исламское изобретение, это есть во всех религиях мира. В русском языке существовало прекрасное выражение «опростоволоситься». Раньше это имело очень мощное значение – сняла головной убор, обнажила голову. Все наши императрицы, королевы покрывали свои головы. Голова – это связь с космосом. Вокруг нее находится энергетическое поле, которое обязательно должно быть защищено», - отметила профессор.
Динамика выступления набирала обороты, Порохова обратилась к женщинам со словами: «Женщины, не надо лукавить, открытые части тела – это приглашение к блуду. Если вы оголяетесь, чтобы вступить в брак, мужчина полюбуется, но возьмет ту, которая закрыта».
По завершению своей речи Валерия Порохова в элегантном брючном костюме скромно удалилась из зала в сопровождении мужчины в черном и переводчика.
Кайрат Лама Шариф, Председатель Агентства Республики Казахстан по делам религий, своей речью на форуме поддержал Порохову. Он уверен, что «у казахстанских женщин есть национальная гордость, свой традиционный стиль одежды»:
«Надо ли нам, чтобы наши матери, сестры, дочери носили одежды других народов, укутывались в платки? Не ели с нами за одним столом? Не водили автомобили? Все это – устоявшиеся традиции других народов, но таких нравов в нашей степи никогда не было», - отметил глава профильного ведомства.
Тут необходимо вспомнить, что тринадцать лет назад Правительство Казахстана приняло стратегию, главной задачей которой является достижение гендерного равенства в стране к 2016 году. Количество женщин в правительстве, парламенте, акиматах, маслихатах и судебных органах должно увеличиться к этому времени до 30%. Должны быть созданы условия для обучения девушек и женщин техническим специальностям с тем, чтобы они могли работать в приоритетных отраслях экономики Казахстана (нефтегазовая промышленность, машиностроение, строительство, транспорт). И главное! Стратегия предполагает, цитирую: «переход от патриархальной семьи, где отец-кормилец и добытчик, мать-хозяйка и хранительница семейного очага, к эгалитарным моделям семьи, основанным на принципах гендерного равенства».
Официальные представители на форуме всеми силами подчеркивали, что план мы если не перевыполняем, то уж наверняка не отстаем. Председатель Агентства РК по делам религий отметил, что Казахстан в первую очередь светское государство, и мы не должны забывать о традициях светского общества. Кайрат Лама Шариф особо подчеркнул, что если казахстанцы сегодня не сформируют общее кредо для всех в отношении хиджаба, то уже в скором времени женщины, которые наденут эти одежды, не смогут реализовывать себя в полной мере. Наверное, господин Лама Шариф побоялся, что казахстанские мужчины могут оценить все прелести такой формы и последствия ее ношения.
Выступила и депутат Мажилиса Парламента Оразкуль Асангазы, она уверена, что присутствие религии в женском обществе ему не повредит.
«Неверие приводит к оголенным женским телам, к блуду, к разводам в казахстанском обществе, к повышению числа пожилых людей в домах престарелых», - буйствовала народная избранница.
Еще один участник форума, представитель Мажилиса Парламента, депутат Камал Бурханов рассказал, что в социальной структуре казахского общества статус женщины всегда был особым. По его словам, женщина в казахском обществе не была предметом купли-продажи, никогда не имела рабского статуса. Это было невозможно в принципе ни в теории, ни в практике, потому что за ней стоял ее род, ее племя, с которым она никогда и с ней никогда не теряли связи. Отдельного внимания хочется удостоить пассаж депутата, где строительно-поэтические метафоры смутили не одну женщину в зале.
«Более того, казахская женщина имела особый статус в обществе, отличный от классического мусульманского Востока, где женщина рассматривалась как вещь, принадлежавшая мужу в числе другого его имущества, как ковер, например, или верблюд. В казахском обществе женщина – это мать, хранительница домашнего очага. Это почитаемая и уважаемая личность, которая никогда не была в униженном, забитом положении. Мы, мужчины-казахи, являемся представителями разных племен, жузов, родов, а «золотой арматурой», цементирующей единство казахского этноса, выступала как раз женщина», - сообщил он.
Интересно, что местом проведения форума стал Женский педагогический университет им. Абая в Алматы. Как говорится, и стены помогали… Когда форум завершался, ни у кого из присутствующих уже не должно было остаться сомнений в том, что казахстанские женщины-мусульманки обладают огромным количеством прав и свобод, подтвержденных не только Кораном, но и Конституцией. Правда вот, в ЖенПИ не предусмотрели в этот день право наступать на ковры в университете. И в этом своем бесправии все были равны: и правоверные, и неверные. Всех посетителей форума сгоняли с красных дорожек, предлагая топтать кафель, а не ковровые покрытия. Но главное: никакой гендерной дискриминации…