Сама встреча проходила на улице, участники накануне сообщили представителям СМИ, что соберутся неподалеку от одной из станций метро, встречу никак не позиционировали, митингом или акцией протеста не называли. Пришло порядка 60 автовладельцев.

 

 

 

Участники встречи заявили, что не отказываются от уплаты всех налогов и пошлин, если им предоставить возможность растаможить автомобили по действующим до июля 2011 года ценам. Поводом для организации встречи послужили массовые остановки водителей авто с кыргызскими номерами и водворения данных автомобилей на штрафстоянки.

 

«Когда мы покупали нам сказали, что возможно ездить без… Продавцы говорили, что Кыргызстан в Таможенный союз войдет, видимо они обманывали. Я судил по тому, сколько таких машин по городу ездит, я их очень много встречал», - выкрикивал один из присутствующих молодой человек, отвечая на вопрос, зачем покупали автомобиль в Кыргызстане.

 

Кумискан Кожасанова прибрела в соседней республике автомобиль марки Honda Odyssey в конце января  2014 года, а уже 8 марта ее машину поставили на штрафстоянку.

 

 

«Если не разрешают, то почему пол Алматы на кыргызских машинах ездят? Это наши, свои заработанные деньги. Я ни одна такая. Я если б знала, я б не покупала. Дешевая, поэтому мы покупаем. Я купила по доверенности, есть страховка, техпаспорт», - вопрошала Кумискан Кожасанова, правда сообщить цену, по которой был приобретен автомобиль, она отказалась.

 

Другой участник встречи Ялтынжан Азимов с недоумением спрашивал, почему только после того как автомобили с кыргызскими номерами впустили в страну, их владельцам сообщили, что эксплуатация запрещена.

 

«Растаможка стоит больше, чем сама машина. Выписать штраф, предупредить и отпустить. Мы ездили уже полгода. Каждые три месяца выезжаем-заезжаем, делаем страховку. Теперь мы должны заплатить за стоянку, штраф заплатить», - возмущалась Юлия Ларченко.

 

 

Гражданин Киргизии Андрей Семенов посетовал на то, что на выходных у его жены, гражданки Казахстана, отобрали его машину и вывезли на штрафстоянку.

 

«Я гражданин Киргизии, а у меня супруга гражданка Казахстана. Она ездит на моей машине, машина на меня оформлена. Меня просто в тот момент не было в городе, ее задержали и отвезли тоже на штрафстоянку. Разве это правильно? Это моя машина. Я гражданин Киргизии. У нас брак зарегистрирован официально. С документами все правильно», - вопрошал он.

 

Однако позже, приехавший на встречу руководитель отдела организации таможенного контроля Арман Смагулов, разъяснил, что граждане Казахстане не имеют права управлять транспортными средствами с иностранными номерами.

 

 «Мы уже два года, третий год бьемся, мучаемся. Мы просили правительство, чтобы нам разрешили ездить. Мы согласны платить налоги, все, что положено, даже растаможку сделать только по старым ценам. Мы просим правительство, что бы они объявили какой-то взор на нас, на простой народ. Пускай ставят нас на учет. Мы согласны платить по старому тарифу – 2 000 долларов», - заявила Лидер движения кыргызских машин Валентина Лотикова.

 

 

Через час после начала  встречи, к возмущенным людям вышел начальник отдела управления по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля по городу Алматы Айдар Айтенов, который дал соответствующие разъяснения:

 

«В настоящее время департаментом таможенного контроля совместно с дорожной полицией проводятся мероприятия по пресечению ввоза транспортных средств с кыргызскими номерами. Есть соответствующий подписанный план совместных мероприятий между дорожными органами и органами дорожной полиции.

 

В соответствии с положением статьи 470 Кодекса Республики Казахстан о таможенном деле, а также соглашение между членами Таможенного союза о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, ратифицированы Законом Казахстан от 30 июня 2010 года - иностранное физическое лицо вправе временно ввозить в РК и использовать транспортное средство, которое ему принадлежит или по доверенности. Он имеет право ездить тот срок, который был зарегистрирован в органах миграции».

 

При этом он отметил, таможенные органы на границе не могут пропустить иностранное транспортное средство, которым управляет гражданин Казахстана. Поэтому люди идут на хитрость и ввозят в Казахстан авто через гражданина Кыргызстана.

 

Что касается автомобилей, которые уже водворены на СВХ, Айтенов сказал:

 

«Данные транспортные средства, которые водворены в зону таможенного контроля, не прошли таможенную очистку, они не растаможены, поэтому вам предоставляется выбор – или вы растамаживаете или вывозите под таможенным сопровождением обратно. По статье 430 Кодекса они будут привлечены к административной ответственности, материалы будут направлены в суд, суд налагает на них штраф, после этого данные транспортные средства будут вывозиться под таможенным сопровождением за территорию РК. Если человек не согласен под таможенным обеспечением, пусть сделает обеспечение таможенных платежей и налогов, тогда мы его отпустим с СВХ, и пусть выезжает. Как он выведет, ему деньги возвратят».

 

Арман Смагулов подчеркнул, что все казахстанцы, которые эксплуатируют автомобили с иностранными номерами, делают это незаконно.

 

«Факт остается фактом - незаконно эксплуатируете машину. Объявили мораторий, дали возможность людям ознакомиться и привести порядок. Передышку сделали почти на год, теперь заново начинаем отработку», - заключил он.

 

Представители таможенных органов посоветовали владельцам автомобилей с иностранными номерами, которые не проходят под стандарты Таможенного контроля, вывести их обратно. В свою очередь, участники встречи пообещали продолжить борьбу за право владеть и спокойно ездить по дорогам Казахстана на машинах с кыргызскими номерами.