Абдрахим Елеманов родился в 1916 году в селе Баян на севере Казахстана. На его детство пришлись по-настоящему тяжелые испытания. Тогда в Казахстане развернулось национально-освободительное движение, затем две революции, принесшие установление новой власти. Будучи студентом, он пережил голод 30-ых годов, массовый джут и репрессию его семьи, но несмотря ни на что верил в коммунистическую идею и посвятил свою жизнь работе на пользу Казахстану.
Как рассказывает Саида Абдрахимовна, ее отец был убежденным коммунистом:
— Он верил в коммунистическую идею, хотя его собственный отец пострадал – он был муллой, его репрессировали. Мой дедушка погиб на острове Барсакелмес в ссылке, сказали, что он покончил с собой, чего совершенно не может быть – он был священнослужителем. У них в семье в живых остались двое – отец и его младший брат — дядя Танат, он остался с матерью, – вспоминает рассказы родных младшая дочь Абдрахима Елеманова Саида Абдрахимовна.
В 1932 году Абдрахим Елеманов поступил в Алматинский овцеводческий институт, но спустя два года вуз ликвидировали, а студентов перевели в Алматинский зооветеринарный институт, который Елеманов окончил в 1936 году.
Известный казахстанский академик после окончания института попал в ряды Красной армии, отправился на Великую Отечественную войну, став контрразведчиком группы СМЕРШ:
— По одним данным, отец служил в контрразведке. Моя сестра рассказывает, что дядя (по материнской линии) служил с отцом в одной части и он погиб, а они договаривались с отцом, что если кто погибнет, то тот передаст вещи матери. Получилось так, что папа пришел в его семью, и там он увидел мою мамочку – Сафану Гарифовну. Она ему понравилась, и он даже посватался. Мама сказала, что не выйдет замуж, пока не закончится война, она еще училась в институте медицинском. Она закончила институт и война закончилась. Родители поженились в 1945 году, а в 1946 году родилась моя старшая сестра Альмира. Мы жили в Новосибирске, он работал, пытался обеспечить семью, занимался наукой, – рассказывает дочь ученого-селекционера.
Абдрахим Елеманов в Новосибирске с супругой Сафаной Гарифовной, ее матерью Фатимой и двумя дочерьми Альмирой и Саидой
С 1946 по 1951 год Елеманов работал в Сибирском научно-исследовательском институте животноводства, где писал о возможности развития тонкорунного овцеводства в Забайкалье. В 1952 году Абдрахим Елеманов принял приглашение казахстанского филиала Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина продолжить научную деятельность в Казахстане:
— Когда он работал в Новосибирске, в Алматы проходило республиканское совещание и Абдрахим-ага был его участником. Тогда Димаш Ахметович Кунаев обратил внимание на его выступление, на то, как он себя ведет, ему сказали, что это представитель из Новосибирска. Кунаев сказал: «Пригласите его на завтра ко мне». Абдрахим-ага пошел, Димаш Ахметович с ним долго говорил, все расспросил», – вспоминает в фильме супруга его племянника Шамсия Рахибекова.
Но вернувшись в Казахстан, ученый столкнулся с неоднозначным к себе отношением:
«На Родине сразу выяснилось социальное происхождение Елеманова. Строго наказать его не дал авторитет, но за сокрытие такой информации ученому объявляют выговор с занесением в личное дело. Однако что такое выговор по сравнению с упреками в родственными связями с врагом народа, которые Елеманов терпел всю жизнь? Он начал работать научным сотрудником, затем стал заместителем директора, а позже и директором Казахского научно-исследовательского института животноводства при ВАСХНИЛ (казахстанского филиала Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина – V). Он руководил работой опытного хозяйства по созданию прочной кормовой базы в полупустынной и пустынной зонах республики, осуществлял работу по созданию и совершенствованию бескарагайских мериносов, вел исследования по адаптации овец к стойловому содержанию. 50-ые годы – максимально плодотворный период в жизни ученого: Елеманов много пишет, развивает свои идеи по селекции овец мериносов», – рассказывают авторы фильма.
Свою жизнь Абдрахим Елеманов решил посвятить служению стране:
— Он такой патриот был, а время-то советское – все на русском языке. Как-то за просмотром телевизора, я ему сказала: «Зачем это на казахский язык переводить? Пусть все говорят по-русски», он, помню, так на меня выразительно посмотрел. Я сразу поняла, что глупость сказала. Отношение к народу, к Казахстану у меня сформировалось благодаря отцу – немногословному, который никогда ничего не пропагандировал, он никогда не был болтуном, он просто работал. Я видела, как он предан этому. Отец был исключительно выдержанным человеком, хотя у него очень вспыльчивая натура была. Дома, если он вспылит, отец выходил гулять часа на полтора, успокаивался и возвращался домой. Ругаться, бить – никогда, – вспоминает время, проведенное с отцом Саида Абдрахимовна.
Когда вспоминают Елеманова, речь часто заходит об истории вокруг экспериментального совхоза Акчи. Будучи заместителем министра сельского хозяйства КазССР, Абдрахим Елеманов разглядел в идеях Ивана Худенко потенциал, как и всегда, он старался помочь людям, развивающим свое дело; он понимал перспективность экспериментального хозяйства и идей Худенко:
«Понимая важность рационального ведения хозяйства, Елеманов поддержал знаменитый эксперимент бухгалтера-экономиста опытного хозяйства Ивана Худенко. Эксперимент был почти революционным: Худенко перевел вверенное ему хозяйство совхоза Акчи на полный хозрасчет, основанный на прямом материальном стимулировании работников. Впервые стали оплачиваться прямые результаты, а не затраченные усилия. В итоге на 3 тысячах гектаров земли работало уже не 600, а 60 человек. Совет звеньевых сам решал каких специалистов им нужно пригласить и кого выбрать директором. Производительность труда в Акчи была выше в 6 раз, а зарплата в 2-3 раза», – говорится в фильме.
В мае 1970 года Абдрахим Елеманов ушел из жизни. Несмотря на болезни сердца, его уход стал неожиданностью для всех. Вскоре был закрыт и совхоз Акчи – 20 июля 1970 года коллегия министерства сельского хозяйства приняла решение о прекращении эксперимента, фактически ликвидировав хозяйство. Сам Худенко был обвинен в хищении госимущества, его посадили в тюрьму, где он и скончался.
Как признается Саида Абдрахимовна, в биографии ее отца много дел, достойных памяти, однако многие связывают его имя с делом Худенко и совхозом Акчи:
— История с Акчи прогремела на весь Союз. Пока отец был жив, он не давал его в обиду. Как только отца не стало, Худенко сразу посадили. Противостоять злу, равнодушию, подлости, человеку очень трудно, но отец этого не показывал. В письмах у него иногда проскальзывало, что ему тяжело преодолевать сопротивление окружения. Мне моя коллега всегда говорила: «Папа твой знаменит делом Акчи», знаете, кроме дела Акчи, было еще миллион дел, оно просто прогремело. Но я не думаю, что эта история ускорила уход отца. Он ушел, потому что он был один в поле воин, вокруг него было много негатива. Я 10 лет после смерти отца мучилась, плакала, наверное, не отпускала его. Очень сильно переживала это – мы были рядом с таким выдающимся человеком и мы ничего не сделали, чтобы ему помочь. Это удивительная вещь, я никогда больше не встречала в жизни такой нацеленности на движение и прогресс, такого масштаба мысли. И сгорел он вот так… Наверное поэтому. В 1963 году у него был первый инфаркт, он его на ногах перенес. Все в себе отец держал, молча переносил. Он был полностью сконцентрирован на работе, на своей миссии, – с грустью признается она.
Прощание с Абдрахимом Елемановым
— Когда мне было 20 лет, папа ушел из жизни, – вспоминает младшая дочь Елеманова Саида Абдрахимовна, – Еще будучи ребенком, я понимала, что отец какой-то особенный человек, удивительный. Он внушал большое уважение к себе, он постоянно был в работе, он думал о чем-то большом. Я только потом поняла, что мужчины могут вести себя иначе. Я помню, после его смерти читала документы и письма, оставшиеся от него – настолько это было страстное желание служить на благо страны… Когда он ушел, было ощущение, что идущий на полном ходу состав внезапно остановили, – заключает она.