Министр представлял на пленарном заседании поправки в Кодекс об административных правонарушениях. "Целью принятия поправки является отсрочка ведения механизма  штрафных санкций за  превышение установленного объема квоты на выбросы парниковых газов и минимизации потерь природопользователей при вхождении в систему регулирования парниковых газов", - пояснил министр. 

 

Он напомнил, что "государство на регулярной основе выделяет квоты на выбросы парниковых газов и предоставляется возможность экономического и рыночного регулирования торговли квотами".

 

"Природопользователь, имея излишки квот на выбросы парниковых газов вправе их продать и привлечь инвестиции, а тем, у кого квот недостаточно, вправе приобрести эти квоты на рынке. В случае, если недостаток квот не покрыт, то у природопользователя возникает ответственность, штрафные санкции за каждую тонну сверх выброшенного парникового газа", - уточнил министр. 

 

Торговля квотами должна была начаться в Казахстане с января 2013 года. Однако этот срок перенесли - на 1 июля 2014 года. Соответственно, и "взимание штрафов за 2014 год было нецелесообразным, так как предприятия не успели  подготовиться к торговле квотами".

 

"А рост объемов производства был значительным по сравнению с 2010 годом, порядка 15%. Соответственно, штрафные санкции, по нашему мнению, отвлекли бы значительную сумму из реального сектора экономики. Как следствие, возникла бы социальная напряженность, так как некоторые предприятия вынуждены бы были остановить свои производства и сократить свои рабочие места", - пояснил Каппаров. 

 

Помимо отсрочки штрафных санкций, министерство предлагает снизить ставки штрафа - с нынешних 10 МРП до 5 МРП. "Мы считаем данную ставку достаточной за одну тонну превышения выбросов парниковых газов так как рыночная стоимость квот для покрытия обязательств по предварительным прогнозам составит не более 5 евро. Необходимо учесть, что в мировой практике цена за одну квоту максимально поднялась до 27 евро. На сегодняшний день ставка штрафов ЕС составляет 100 евро за тонну. Но у Казахстана с Евросоюзом разные уровни технологического развития, и приравнивать ставки штрафов к европейским на сегодняшний день экономически неоправданно. В этой связи считаем целесообразным внести поправки в статью 243 прим-1 Кодекса об административных правонарушениях в части уменьшения размера штрафа за превышение квоты на выброс парниковых газов с 10 до 5 МРП и введение срока данной поправки с 1 июля 2014 года", - рассказал позицию министерства Каппаров.

 

"Несовпадения" начались как только депутаты стали задавать вопросы. Почему штрафы предложено снизить именно до 5-ти, а не, к примеру, до 7-ми МРП. Но главное - почему министерство сейчас штрафы предлагает снизить, а в новой редакции КоАП остались прежние нормы. Министр сразу ответить не сумел, и попросил помощи своих коллег. Вначале вице-министр, затем и директор департамента МОСВР разъясняли суть идеи. Вновь напомнили о международных правилах и стандартах, перечислили суммы штрафа, чем вызвали новый всплеск негодования:

 

- Идет снижение с 5 до 10 МРП,  а в административном кодексе эта норма восстанавливается. Идут вразрез эти нормы! А вы нам рассказываете, что 100 долларов это 76 евро, - прервал на полуслове Нигматулин

 

Директор департамента министерства Гульмира Сергазина пояснила, что вопрос соответствия норм законодательству согласовывался с министерством юстиции. "Юристы министерства юстиции нам пояснили, что наш законопроект по времени должен приняиься раньше, и те изменения, которые примутся данным законопроектом, они по юридическим процедурам автоматически внесутся в большой законопроект- кодекс об административных правонарушениях (в новой редакции - V.)". 

 

В итоге законопроект депутаты все же одобрили - в первом чтении. Но на прощание спикер чиновников предупредил - готовиться надо. Иначе решение депутатов может быть другим. 
 

 

"Нурлан Жамбылович, надо готовиться, - подытожил Нигматулин итоги обсуждения. - Докладчик слабо владеет материалом. Это же публичное выступление министра, приходите в парламент, на этих вопросах сидите. Владеть надо, чтобы ответы были. Поэтому ко второму чтению прошу вам и вашей команде подготовиться. И на заседаниях рабочей группы, заседаниях комитета, и особенно, что касается пленарных заседаний.   Спасибо, до свидания. Ну что это такое, слушайте?! То не понимают, то помощники отвечают... Совсем уже...".