Миграционный кризис как ответ на санкции
В мае и июне Евросоюз ввел четыре пакета санкций против Беларуси. В официальном сообщении Совета Евросоюза говорилось, что санкции введены «в ответ на ширящиеся серьезные нарушения прав человека в Беларуси, жестокие репрессии против гражданского общества, демократической оппозиции и журналистов, а также принудительную посадку рейса Ryanair в Минске 23 мая 2021 года и последовавшее задержание журналиста Романа Протасевича и Софии Сапеги».
Эмбарго было введено на покупку белорусских калийных удобрений, нефтепродуктов, а также товаров, используемых в производстве табачных изделий. Помимо этого, Беларуси закрыли доступ на финансовые рынки Евросоюза, запретили страховать и перестраховывать белорусские государственные фирмы и учреждения и остановили выплаты Европейского инвестиционного банка – все с целью «способствовать финансовому истощению режима».
В конце мая Александр Лукашенко заявил, что Минск больше не будет задерживать нелегалов, пытающихся через Беларусь попасть на территорию ЕС, после чего резко усилился поток нелегальных мигрантов в Литву, Польшу и Латвию. Евросоюз в ответ обвинил режим Лукашенко в намеренном провоцировании миграционного кризиса и организации переправки тысяч нелегалов к границам ЕС в качестве мести за введенные санкции.
Все последующие месяцы соседние с Беларусью страны отчитывались о растущем потоке беженцев и попытках их сдержать.
Утром 8 ноября группа мигрантов из стран Ближнего Востока в сопровождении белорусских силовиков пришла к польской границе. Днем они пытались штурмовать заграждение из колючей проволоки кусачками, топорами и лопатами. На размещенных в соцсетях видео мигранты скандируют «Германия!». Польским службам удалось предотвратить штурм границы, используя слезоточивый газ, но мигранты все равно разбили палаточный лагерь. По информации Госпогранкомитета Беларуси, число мигрантов, находящихся на границе, уже превысило 2000.
Теперь они самовольно вырубают деревья и жгут костры, что подтверждается фото и видео, выложенными в сеть как пограничниками, так и самими мигрантами. В частности, мигранты забрасывали деревьями колючую проволоку, пытаясь прорваться через границу.
Двум группам мигрантов все-таки удалось прорваться на территорию Польши в окрестностях города Крынки и деревни Беловеж. Речь идет о десятках мигрантов. По словам пресс-секретаря Пограничной службы Подляского воеводства Катаржины Зданович, в обоих случаях заграждения снесли силой. Часть мигрантов удалось вернуть к линии границы, поиски остальных продолжаются.
10 ноября польское правительство предупредило Минск о возможности полностью закрыть движение через белорусско-польскую границу. Это означает, что будут остановлены и транзитные грузоперевозки, идущие через Беларусь. Пока закрыт только один пункт пропуска – «Кузница» (или «Брузги»). Движение через него прекратилось с 7 утра 9 ноября, так как рядом расположился огромный лагерь мигрантов.
Премьер Польши Матеуш Моравецкий заявил, что «на границе с Евросоюзом происходит государственный терроризм», в связи с чем необходимо расширить санкции ЕС в отношении Беларуси. Премьер считает, что принятые против Минска санкции не приносят должного эффекта. По словам Моравецкого, миграционный кризис на границе вызван политиками и является проверкой для Польши и ЕС.
Есть ли выход из кризиса?
С 10 ноября в Литве вступило на месяц в силу чрезвычайное положение в пятикилометровой зоне вдоль границы с Беларусью, а также в центрах содержания нелегальных мигрантов в Кибартай, Медининкай, Пабраде, Рукле и в Вильнюсе. Теперь в приграничной зоне запрещается движение транспортных средств, за исключением автомобилей с разрешением пограничников и грузовых автомобилей, выполняющих международные перевозки. Пограничники имеют право проверять транспортные средства и багаж. Также вводится запрет на въезд в приграничную территорию для граждан, за исключением местных жителей и тех, у кого в зоне действия ЧП есть недвижимость и документы на нее.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш высказался, что Латвия, Литва и Польша едины в борьбе против гибридной атаки. Он добавил, что «в этой напряженной ситуации виноват режим Лукашенко, который сознательно подвергает опасности граждан третьих стран».
15 ноября главы МИД ЕС планируют обсудить расширение санкций в отношении Беларуси на встрече в Брюсселе.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров же заявил, что ЕС несет ответственность за миграционный кризис на границах с Беларусью. Лавров предложил ЕС заплатить Беларуси за сдерживание мигрантов, приведя в сравнение аналогичную ситуацию с беженцами, которые шли через Турцию.
Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала страны незамедлительно предпринять шаги для деэскалации конфликта, поскольку беженцы находятся «в безнадежной ситуации в условиях близкой к заморозкам температуры воздуха». Бачелет требует соблюдения властями Беларуси и Польши прав иммигранов и беженцев и предоставления им гуманитарных организаций и адвокатов.
Независимый белорусский политолог Артем Шрайбман в своем интервью «Забороне» рассказал, что пятый пакет европейских санкций затронет компании, связанные с перевозкой людей – такие, как «Белавиа» (запреты в ее отношении расширятся). Возможны санкции против белорусских аэропортов и тех авиакомпаний, которые летают с Ближнего Востока в Беларусь. Могут расшириться и существующие секторальные санкции.
Политолог не исключает и риск вооруженных столкновений между польскими и белорусскими пограничниками, причем этот риск растет. Ответ Беларуси на пятый пакет санкций будет зависеть от того, что в него войдет: «Если санкции будут символическими, то Беларусь точно будет продолжать делать то, что она делает, пока у нее есть такая возможность, пока ее не одернет Путин или мигранты по какой-то причине не перестанут ехать... Пока что Москва поддерживает то, что делает Лукашенко. У нее та же риторика: она критикует Запад за миграционный кризис. Но я думаю, что ситуация, в которой Путин захочет остановить Лукашенко, возможна – например, если дойдет до реальных столкновений», – заключил Шрайбман.
По материалам "Новая газета - Балтия" и Еврорадио.