Ярослав Разумов, специально для Vласти
События последних недель в Турции удивили, а кого-то и потрясли – с кромки воды на турецких курортах положение в этой стране казалось столь устойчивым… Ярослав Разумов специально для Vласти поговорил о причинах и последствиях событий с известным российским экспертом-тюркологом, автором ряда публикаций по современной Турции Евгением Бахревским.
Я.Р.: Беспорядки в Турции удивляют как самим своим возникновением, так и длительностью. Можно ли говорить, что их продолжительность – свидетельство глубины кризиса в турецком обществе? И, в любом случае, как вы видите перспективы этой ситуации?
Е.Б.: К настоящему моменту беспорядки практически сошли на нет. Продолжаются «креативные» формы протеста, вроде молчаливого «стояния» на Таксиме. Многие активные участники беспорядков задержаны, по-видимому, немало людей будут осуждены. В то же время в СМИ мало говорилось о другой форме протеста, который выражает отнюдь не экстремистская молодёжь, футбольные фанаты и т.д. Во многих городах Турции с наступлением темноты люди выражают свою позицию, включая и выключая свет. Домохозяйки звенят посудой. Это реакция простых людей, которые чувствуют, что власть их не слышит.
Но что же стало причиной этих событий? На том-то динамичном фоне, на котором мы привыкли воспринимать Турцию в последние примерно десять лет!
Полагаю, беспорядки вокруг парка Гези отчасти являются выражением усталости общества от Эрдогана. Какой бы успешной ни была его политика, он правит страной уже больше 10 лет. За такой срок от любого политика люди устают, тем более от такого энергичного и колоритного человека, каким является Реджеп Тайип Эрдоган.
С другой стороны, после 10 лет на вершине политической пирамиды не может в той или иной степени не нарушиться связь премьер-министра с обществом, не исказиться его представление о реальной жизни людей. Это – естественный процесс.
Тем не менее силы, лидером которых является Эрдоган, живы и здоровы, и сдавать свои позиции не собираются, как и сам премьер. Например, появились сообщения, что за период беспорядков в Стамбуле и других городах в правящую партию Справедливости и развития (ПСР) вступило 117 тысяч новых членов. Даже для Турции с невиданным по нашим меркам числом членов даже карликовых партий (речь всегда идет о десятках тысяч людей) – это огромная цифра. Так что, дело Эрдогана далеко от поражения.
Некоторые эксперты, склонные видеть в этом преобладающее влияние внешних сил, говорят о беспорядках как о реакции этих сил на " нео-османский проект" Эрдогана. Что вы можете сказать о такой версии? И о самом "проекте"? Насколько он представляет собой сложившуюся идеологию, которую пытаются воплотить в политике, а насколько - "тема для поговорить"?
Турецкие СМИ, занимающие позиции, близкие к ПСР, с удовольствием цитируют израильских политиков, которые недвусмысленно выражали надежду на уход « неоосманиста» Эрдогана. Также в Турции много разговоров о крайне необъективном освещении событий на Таксиме западными СМИ. Не думаю, что подобные события могли кем-то специально готовиться, тем более из-за рубежа. Полагаю, что если бы ситуация стала более острой, и власть в стране реально зашаталась, то появилось бы много желающих возглавить, канализировать, оседлать ситуацию. Такие вещи умеют делать американцы. Но так как власти в реальности ничто не угрожало, то и оседлывать было нечего.
Османизм – серьезный проект сил, стоящих за Эрдоганом. Он находится в стадии развития, пока еще неокончательно созрел. Полагаю, если бы у Турции было спокойных лет 5-6, начиная с 2011 года, то османизм мог стать значительно сильнее и интереснее. Но «арабская весна» подкосила проект, Турция не смогла соответствовать заявленным претензиям в критической ситуации. Самая большая опасность для османизма – сирийская гражданская война. Не уверен, что в столь сложной ситуации у «новых османцев» хватит мудрости и силы не погубить свой проект.
Эти события происходят на фоне слухов, что Эрдоган серьезно болен. Можно ли предполагать, что, учитывая все эти факторы, Турция стоит на пороге очень серьезных экономических изменений?
О болезни Эрдогана слухи ходят давно. Что же, все мы люди, все смертны, и, как известно, «внезапно смертны». Эрдоган – настоящий харизматический лидер, но за ним стоят достаточно мощные силы экономического и цивилизационного характера. Полагаю, его уход из политики, по состоянию здоровья или по другой причине, не сильно скажется на общем раскладе внутри страны. От личности в истории многое зависит, но, полагаю, «османцы» быстро выдвинут нового лидера.
Что можно сказать про экономические перспективы Турции? Для Казахстана этот вопрос весьма серьезен, Турция - крупный внешнеэкономический партнер, не говоря уже о том, что покупка недвижимости там рассматривается многими моими соотечественниками как выгодное и надежное инвестирование.
На сегодняшний день экономика Турции, вроде бы, в неплохом состоянии. Но все параметры, по которым определяют состояние экономики, могут уже совсем скоро оказаться ничего не означающими. Мировой экономический кризис развивается, чем он закончится, никто предсказать не в силах. По мнению некоторых учёных, мир стоит на пороге выработки некоего нового экономического уклада, который, по-видимому, будет совсем не похож на постмодернистские мечтания о «новой экономике» на основе сверхсовременных технологий.
Главное, чем обладает Турция – большое, энергичное, хорошо образованное население, развитую систему образования, в том числе профессионально-технического, что крайне важно в современных условиях. На мой взгляд, самым ценным достоянием для любой экономики в переходный период будет именно качественный человеческий ресурс. Это у Турции сейчас есть.
Не могу сказать, окажутся ли эффективными инвестиции в турецкую недвижимость лет через 5-10. Однако сам факт, что значительное число казахстанцев и россиян приобретают в Турции дома, так или иначе, обеспечивая евразийскую интеграцию на уровне населения, на мой взгляд – положительный. Наше евразийское геополитическое будущее – в тесном взаимодействии с Турцией и Ираном на всех уровнях.