38-й пункт правил осуществления внутреннего государственного финансового контроля гласит: «Службы внутреннего контроля обеспечивают публикацию результатов контроля в виде информации на сайте государственного органа, в состав которого они входят, с учетом обеспечения требований законодательства о государственных секретах и иной охраняемой законом тайны».

 

Vласть открыла сайт каждого министерства, чтобы проверить, насколько данные требования законодательства были непреложными для сотрудников государственных органов в 2013 году.

 

Министерство труда и социальной защиты населения

 

Ведомство Тамары Дуйсеновой исправнее остальных отчитывается о борьбе с коррупцией в собственных рядах. Из подробных ежеквартальных отчетов на сайте стало известно, например, что в первом квартале 2013 года Республиканский центр экспериментального протезирования среди прочего вернул в бюджет 11 тыс. тенге в счет «необоснованно выплаченной премии» и почти 6 тыс. тенге переплаты по заработной плате.

 

Между тем, департаменту по контролю и социальной защите населения Павлодарской области повезло чуть меньше – областным чиновникам постановили вернуть государству почти 3,9 млн. тенге. Проверка выявила, что сотрудники департамента не только сверх меры использовали сотовую связь и бензин, но и дважды оплатили внушительную сумму за обслуживание кондиционеров.

 

Департамент по контролю и социальной защите населения по Атырауской области в текущем году также подвергся министерской проверке. В результате, выявленные нарушения оценены в 8,4 млн. тенге, а свои рабочие места потеряли шесть внештатных сотрудников, среди которых программист, сантехник, два вахтера и два уборщика.

 

Дальнейшие проверки в Мангистауской области выявили нарушения на сумму 14,3 млн. тенге, в Акмолинской области – на 27,9 млн. тенге. Кроме этого, с руководителя ведомственного департамента Мангистауской области взыскано почти 52 тыс. тенге за «нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных закупках». Министерство заверяет, что продолжит свои «тематические проверки» в областных департаментах.

 

Министерство окружающей среды и водных ресурсов

 

Министерство под руководством Нурлана Каппарова также довольно подробно отчиталось за первые три квартала 2013 года. По счастливому стечению обстоятельств проверке со стороны главного ведомства подверглись экологические департаменты тех же вышеназванных областей – Мангистауской и Атырауской. Кроме этого, столичные ревизоры проверили департаменты экологии по Актюбинской, Карагандинской областям, городу Астана и собственно работу самого министерства.

 

По итогам, шестеро сотрудников указанных департаментов привлечены к дисциплинарной ответственности, один государственный служащий будет вынужден выплатить штраф. Кроме этого, два материала контроля переданы финансовым полицейским.

 

Комитеты министерства, судя по опубликованному на сайте отчету, активно работают с гражданским сектором в деле предупреждения коррупции. К примеру, главный специалист отдела экологического контроля Петропавловска выступила на телевидении на тему «По-прежнему нарушают», Сайрам – Угамский государственный национальный природный парк выпустил почти научную статью на тему «Борьба с коррупцией – веление времени», а Балхаш-Алакольская межобластная бассейновая инспекция рыбного хозяйства в августе даже организовала круглый стол на тему «Коррупции – Нет!».

 

Более того, на сайте можно обнаружить и декларацию доходов сотрудников министерства и узнать, что министр – счастливый обладатель двух автомобилей и неопределенного количества квартир в Алматы, ответственный секретарь владеет домом в Калининграде, руководитель департамента экологии по Акмолинской области имеет непроизводственное помещение в Алматы, автомашины КАМАЗ, ИЖ-2715 и Mitsubishi Pajero, а заместитель руководителя департамента экологии по Карагандинской области – обладатель гаража в Актобе и Лады Приоры 2010 года выпуска.

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям

 

Ведомство во главе с Владимиром Божко поступательно очищает свои ряды от недобросовестных сотрудников – только в первом полугодии 2013 года из министерства были уволены шесть человек. Пять руководителей различного звена освобождены от должностей по весьма примечательной причине: из-за «необеспечения организации противодействия коррупции». По той же причине двое руководителей привлечены к «строгой» дисциплинарной ответственности.

 

Укреплять дисциплину и соблюдать требования антикоррупционного законодательства сотрудников министерства в 2013 году учили на 212 семинарах, 136 «круглых столах», 380 лекциях и 201 занятии правового всеобуча. Вероятно, такая активная борьба с потенциальными проявлениями коррупции дает свое плоды – по информации МЧС, количество коррупционных преступлений в системе снизилось ровно в три раза. Зато ведомство вынуждено констатировать рост по числу коррупционных правонарушений, связанных с «активизацией работы по выявлению сотрудников незаконно совмещающих государственную службу с другой оплачиваемой деятельностью».

 

Интересно, что в 2013 году в СМИ от имени министерства были опубликованы 23 материала – все они подготовлены бывшими сотрудниками ДЧС Астаны, уволенными как раз за совершение коррупционных правонарушений.

 

Министерство внутренних дел

 

Силовое ведомство на своем сайте смогло емко отчитаться только по итогам первых четырех месяцев текущего года, однако результаты недвусмысленно демонстрируют серьезный подход к делу борьбы с коррупцией. В общей сложности, за этот период из правоохранительных органов было уволено 153 сотрудника, 89 человек освобождены от занимаемой должности.

 

За четыре месяца года сотрудники этого ведомства совершили 374 преступления, из которых 172 носят коррупционный характер. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года преступность среди сотрудников правоохранительных органов выросла почти в 2,5 раза.

 

За четыре месяца подразделения собственной безопасности приняли от граждан 5432 жалобы на неправомерные действия сотрудников полиции, на «телефон доверия» поступило 233 сообщения – дисциплинарное наказание при этом понесли всего почти полсотни человек.

 

Министерство иностранных дел

 

Внешнеполитическое ведомство, напротив, собственных сотрудников ни десятками, ни сотнями не увольняет. Девять упорных месяцев комплексных и тематических контрольных мероприятий ничем не увенчались – «за период с 1 августа 2009 года по 30 сентября 2013 года коррупционных составляющих не выявлено», гордо сообщает официальный сайт ведомства.

 

Тем не менее, кое-какие нарушения в работе министерства все же были выявлены – основная их часть приходится на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. В этой сфере обнаружено 245 нарушений на общую сумму 1,8 млрд тенге. Нарушения, обнаруженные в области поступления средств в бюджет, а также использования бюджетных средств и активов государства, обошлись республике в 91 млн. тенге.

 

Министерство сельского хозяйства

 

В первом полугодии текущего года служба внутреннего контроля министерства организовала проверку двадцати подведомственных организаций. В результате в государственный бюджет было возмещено порядка 40 млн. тенге. В «человеческом измерении» итоги проведенных проверок также неутешительны – 30 дисциплинарных взысканий, шесть из которых адресованы руководителям проверенных организаций, а также один освобожденный от должности государственный служащий.

 

Для принятия процессуального решения в финпол были направлены материалы проверок Республиканской ветеринарной лаборатории и Национального референтного центра по ветеринарии.

 

Министерство юстиции

 

За девять месяцев года министерство осуществило проверку 17 подведомственных государственных учреждений и выявило ряд серьезнейших нарушений – от искажения финансовой отчётности до сокрытия кредиторской и дебиторской задолженности. В результате, к дисциплинарной ответственности привлечено 28 должностных лиц, один сотрудник переведен со своей должности на нижестоящую, шесть государственных служащих освобождены от занимаемых позиций. Материалы контроля по центру по недвижимости Алматинской области направлены в правоохранительные органы.

 

Нередки проблемы официальных учреждений с законодательством о государственных закупках и среди органов юстиции. После проверок указанные структуры провели так называемую «претензионно-исковую» работу по признанию поставщиков не надлежаще исполнивших свои договорные обязательства недобросовестными участниками госзакупок.

 

Агентство по защите конкуренции

 

АЗК оказалось единственным из республиканских агентств, на сайте которого удалось найти хоть какую-то информацию о ведущейся в ведомстве борьбе с коррупцией. Судя по лаконичному отчету, упор в этой борьбе делает на взаимодействии с прессой. Так, во втором квартале 2013 года сотрудники агентства опубликовали в масс-медиа ряд материалов с практически одинаковыми заголовками: «О профилактике коррупции» и «О борьбе с коррупцией»; и провели ряд мероприятия под единым бесхитростным названием – «О борьбе с коррупцией».

 

Остальные министерства и государственные агентства вопреки требованию закона продолжают вести незримую борьбу с коррупцией, судя по отсутствию какой-либо открытой информации в сети на этот счет.

 

Соответствующая страница на сайте министерства здравоохранения совершенно чиста, нужной информации не нашлось и на сайтах министерства науки и образования, министерства регионального развития, министерства финансов, министерства экономики и бюджетного планирования, агентства по делам государственной службы, агентства по делам религий.

 

На сайтах министерства культуры и информации, агентства по статистике, агентства по делам спорта и физической культуры, финансовой полиции опубликованные данные датированы прошлым годом , министерства индустрии и новых технологий – 2011 годом. Министерство транспорта и коммуникации представило информацию о борьбе с коррупцией, определить актуальность которой едва ли представляется возможным.

 

Министерство обороны ограничилось кратким сообщением о произошедшем в феврале 2013 года заседании комиссии по контролю за исполнением антикоррупционного законодательства в Вооруженных Силах, агентство по регулированию естественных монополий в свою очередь проинформировало о «круглом столе» на тему противодействия коррупции.  Министерство нефти и газа также опубликовало краткую заметку о направлениях борьбы с коррупцией в ведомстве, однако никаких конкретных результатов этой борьбы так не представило.