"Вы видите, какая важность придается этому законопроекту, - обратился спикер к министру финансов Бахыту Султанову. - Вообще, откровенно говоря, это один из самых резонансных законопроектов в портфеле нынешнего созыва. Столько вопросов вокруг государственных закупок. И здесь мы должны подойти с той зоной ответственности, о которой говорили сегодня депутаты".

 

Спикер констатировал, что сегодня "к сожалению, мы видим некоторые другие примеры".

 

"Вот вы сегодня, отвечая на один из вопросов, сказали о том, что мы заложим норму обязательного приобретения казахстанский товаропроизводителей. Очень хорошая норма, мы не раз это делали, была специальная правительственная программа защиты казахстанского товаропроизводителя и так далее. Давали возможность, что называется, накачать мышцы, для того, чтобы прийти потом, ведь президент заранее говорил, что придем к интеграционным процессам.  Что мы получаем сегодня? Практический пример привожу вам. Попросил сейчас справочку, ее дали.  Все госорганы сегодня, в том числе и ХОЗУ парламента закупает автомобили, обновляя (автопарк - V).  Закупаем мы их у отечественных товаропроизводителей в Усть-Каменогорске. Ни с того, ни с сего  с перепугу в аккурат на 4 млн увеличивается цена того же автомобиля. И он автоматически становится неконкурентоспособным. Так как -  автомобиль такого же класса Toyota Camry российского производства (в Таможенном Союзе находится государство), на 20 тысяч долларов дешевле. И вот как поступать госоргану?", -  вопрошал Нигматулин.

 

"К каждому такому сегменту нашей экономики, нашей жизни, в том числе социальных вопросах, надо подходить с большой вероятностью практического применения, - заявил Нигматулин и предупредил, - И правительству торопить нас с этим законопроектом не надо. Надо здесь качественно поработать. Товаропроизводители ждут этого закона, в том числе и компании, которые предоставляют свои услуги. Потому что все понимают -  завтра в тендерных процедурах им надо проходить только руководство с этой нормой закона, этим законопроектом. В том числе и правоохранительные органы ждут, потому что им тоже нужно руководство законопроектом для того, чтобы осуществлять свои надзорные функции".

 

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок" предусматривает целый ряд новшеств. В частности, как пояснил глава минфина, в целях исполнения соглашения о государственных (муниципальных) закупках, заключенным в рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России) с 1 января 2014 года вводится национальный режим, предполагающий допуск к участию в государственных закупках иностранных производителей на равных условиях с отечественными поставщиками.

 

 "В этой части предлагается определить компетенции правительства: установление запрета для участия в процессе госзакупок, то есть определяется конкретный товар и поставщик его поставляющий со сроком не более двух лет; установление ограничения для участия в госзакупках. Это предусматривает участие в закупках исключительно поставщиков государств Таможенного союза согласно перечню, установленному правительством", - уточнил министр.

 

Еще одно новшество - законопроект предусматривает создание единого организатора госзаупок, который будет проводить закупки по бюджетным программам или товарам, работам, услугам, которые будут определены решением правительства и соответственно решениями акимов.

 

Также законопроектом предлагается при оценке технической спецификации поставщиков отбирать лучшие предложения поставщиков, что позволит решить проблему приобретения некачественных товаров и услуг.

 

Кроме того, проектом закона вводится понятие база данных цен на товары, работы, услуги, справочник товаров, работ и услуг. Использование данной базы цен послужит в дальнейшем ориентиром при планировании бюджета и закупок. Также устанавливается ограничение приобретения госорганами у подведомственных организаций, если их полномочия будут установлены законом РК и Указами президента РК.

 

Исключается норма, позволяющая юридическим лицам с участием государства осуществлять закупки без применения норм закона в рамках заключенных с ними договоров о госзакупках.

 

Обсуждая законопроект, мажилисмен Мейрам Бегентаев обратил внимание на высокий уровень коррупциогенности в сфере государственных закупок, причем эти возможности, по его словам, уже заложены в самой системе закупок. "Она (коррупциогенность) может быть скрыта как в конкурсных условиях, так и в коротких сроках - под своих, и в квалификационных требованиях - опять же под своих поставщиков. Именно с помощью таких уловок отсеиваются неугодные поставщики. Комитетом финконтроля за январь - cентябрь текущего года было проведено 3111 проверок, из которых в 1399 случаях были выявлены нарушения законодательства о госзакупках. Сумма таких закупок составила 186 млрд тенге", констатировал депутат и поинтересовался у министра, - Можно ли говорить, что с принятием законопроекта мы добьемся серьезных подвижек в борьбе с коррупцией".

 

Бахыт Султанов согласился, что лазейки и в законодательстве, и в системе проведения госзакупок действительно есть, и поэтому в законопроекте "ряд новшеств предусмотрен, в том числе,  такие как введение единого организатора госзакупок".

 

 Также задачи по снижению коррупциогенности глава минфина возлагает на электронные госзакупки и на создаваемую базу данных цен на товары.

 

"Эти процессы будут позволять снижать коррупциогенность", - заверил министр, но говорить о "серьезных подвижках", как просил депутат, видимо, поостерегся.

 

Именно на коррупционную составляющую обратил внимание и спикер мажилиса. Обычно редко вмешивающийся  в обсуждения  Нурлан Нигматулин,  не удержался от замечания:

 

"Откровенно говоря, это самый главный вопрос, касающийся этого закона, и общественность за этим будет смотреть. Мы, конечно, еще об этом будем говорить между первым и вторым чтениями, часто к этому вопросу будем возвращаться. Это должно быть самой главной, красной нитью через весь законопроект. Не сделаем мы такой законопроект - грош цена ему будет. Нам нельзя заболтать его. Все остальное - и опыт ООН, и все это, конечно, интересно, все это нужно, но самое главное - эти беды надо прекращать. Сколько мы людей теряем из-за этого, сколько коррупционных скандалов, у кого рука тянется к этим закупкам! В общем, это самый главный вопрос. Мы с вами говорили об этом, мы понимаем все это. В других государствах же есть, огромные средства, и никто таких проблем не имеет".

 

Законопроект депутаты поддержали - в первом чтении. Когда они будут готовы обсуждать его во втором чтении - неизвестно, но судя по тому настрою, который продемонстрировали мажилисмены, это произойдет не скоро.