Так, по данным генпрокуратуры, «в течение последних лет на территории Казахстана было совершено более 10 актов терроризма, приведших к гибели 17 сотрудников правоохранительных органов, и 4 пострадавших со стороны местного населения».

Кроме того, «за прошедшие годы зафиксированы случаи участия свыше 100 наших сограждан в террористической деятельности за рубежом». «Экстремистские и террористические структуры, находящиеся и действующие за пределами Казахстана, не прекращают попыток переноса своей радикальной деятельности в Казахстан», — подчеркнул Кравченко. «Только в 2013 году предотвратили несколько попыток к актам террора, — продолжил замгенпрокурора. — За четыре месяца текущего года в этих же целях возбуждено 57 уголовных дел. Это дела по фактам пропаганды религиозной вражды и розни, пропаганды терроризма и публичных призывов к совершению акта терроризма. По фактам создания руководства террористической группой и участию в ее деятельности, по фактам вербовки или подготовки либо вооружения лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности, по фактам финансирования экстремизма и терроризма — с начала года за совершение указанных выше преступлений по 12 уголовных делам осуждено 20 лиц».

Кроме того, проинформировал он, в связи с распространением в сети интернет материалов экстремистского содержания по заявлениям прокуроров продукция 600 интернет-ресурсов признана незаконной и их распространение на территории Казахстана запрещено. В целом, с 2009 года по настоящий день по заявлениям прокуроров, в судебном порядке признаны экстремистскими и запрещены к ввозу, изданию и распространению свыше полутысячи наименований информационных материалов. С 2004 года по настоящее время в судебном порядке признаны экстремистскими 5 организаций экстремистскими, 15 террористическими.

«Вместе с тем, терроризм и экстремизм до сих пор остается глобальной проблемой, угрожающей международному миру и безопасности, и поэтому, несмотря на принимаемые меры, угрозы терроризма и экстремизма для национальной безопасности нашей страны, граждан и общества нельзя преуменьшать. И во многом это связано со складывающейся обстановкой в Центральной Азии и Ближнем Востоке. Экспертами не исключается активизация деятельности экстремистов и террористов в странах Центральной Азии, в том числе на территории Казахстана после полного вывода коалиционных войск НАТО из Афганистана, возвращения наших сограждан из так называемых горячих точек», — рассказал Кравченко депутатам.

Усиливающимися угрозами, а также поручениями президента и объясняется разработка законодательных поправок. Ими, в частности, вносятся изменения в два кодекса и 13 законов. Так, предлагается в порядке особого производства признавать экстремистскими или террористическими организации независимо от территории их деятельности. «Здесь мы идем в рамках уже существующей законодательной практики. На сегодня организации, зарегистрированные в Казахстане, могут признаваться экстремистскими или террористическими только в обычном исковом порядке. Соответственно, это отрицательно сказывается на сроках рассмотрения судами дел указанной категории и на оперативности пресечения их деятельности. Решения судов по этим делам предлагается превращать к немедленному исполнению», — объяснил замгенпрокурора.

Также предлагается законодательно закрепить процедуру признания судом информационных материалов террористическими. «Если действующее законодательство в судебном порядке позволяет пресекать распространение экстремистских материалов, то такой процедуры нет в отношении материалов с террористическим содержанием, — пояснил Кравченко. — Как показывает судебно-следственная практика, вовлечение наших граждан в терроризм происходит под воздействием не только со стороны зарубежных эмиссаров и проповедников радикальной идеологии, но и информационных материалов с террористическим содержанием. В таких материалах пропагандируется и оправдывается террористическая деятельность, содержатся подробные инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств и совершению актов терроризма. В этой связи закрепление данной процедуры позволит на правовых основаниях пресекать ввоз, хранение, издание и распространение информационных материалов, признанных террористическими».

Предложено законодательно закрепить конфискацию и обращение в доход государства имущества организаций, признанных экстремистскими или террористическими.

«С данным пробелом в законе государственные органы впервые столкнулись в июле 2012 года при признании одной из организаций, зарегистрированных в Казахстане, экстремистской, — объяснил Кравченко, и подчеркнул, — Понятно, что функционирование организаций, занимающейся незаконной и преступной деятельностью, будет пресечено в данной мере лишь при конфискации всех ее финансовых и материальных активов».
Кроме того, законопроектом закрепляются правовые основания по пресечению въезда на территорию страны и выезда за рубеж лиц, преследующих экстремистские и террористические цели.

«В частности, уточняется запрет на въезд в Казахстан иностранцев при наличии у органов национальной безопасности сведений об их причастности к экстремизму или террористической деятельности», — пояснил замгенпрокурора. По его данным, «только за последние 5 лет на территории Казахстана задержано свыше 70 иностранцев, причастных к деятельности зарубежных экстремистских или террористических организаций».

«В целях пресечения въезда и выезда казахстанских граждан за рубеж с экстремистскими или террористическими намерениями предлагается наделить органы национальной безопасности правом объявлять таким лицам обязательные для исполнения официальные предостережения. Мы думаем, что введение данной нормы будет в первую очередь носить профилактический характер», — объяснил он.

Депутаты предложения Генпрокуратуры поддержали. Задав всего два уточняющих вопроса, они одобрили законопроект в первом чтении.