За последние несколько лет Казахстан потрясли, как минимум, две масштабные кампании по оптимизации штатной численности государственных структур и национальных компаний. В сентябре 2010 года глава государства решил всерьез взяться за чрезмерно раздутый чиновничий аппарат и поручил уменьшить количество государственных служащих сразу на 15%.
В абсолютном смысле увольнению из органов, содержащихся за счет средств государственного бюджета и Национального банка, подлежали 26 тыс. человек. Эта цифра у многих вызывала понятное недоумение — при том, что общее количество государственных должностей по республике составляло порядка 103 тыс. человек, получалось, что сокращению подлежат почти 25% госчиновников. Однако ситуация быстро разрешилась — оптимизация штатной численности грозила также правоохранительным и силовым органам республики.
Отдел социально-экономического мониторинга администрации президента тогда подсчитал, что в результате оптимизации в 2011 году удастся сэкономить для государственного бюджета 18,6 млрд тенге. Выходит, каждое увольнение с государственной службы в результате принесло государству всего по 715 тысяч тенге.
Итак, до 1 ноября 2010 года служащие аппаратов палат парламента, Конституционного совета, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального центра по правам человека, органов внутренних дел, центральных и местных исполнительных органов получили уведомление следующего характера:
«Во исполнение Указа Президента РК от 27 сентября 2010 года „О мерах по оптимизации штатной численности органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы Национального банка Республики Казахстан“ и в соответствии со статьей 48 подпункта 2, пункта 1, статьей 154, пунктом 1, статьи 156 Трудового Кодекса РК, статьи 24 „О государственной службе“ уведомляем Вас о возможном сокращении вашей должности, либо изменении условий труда».
Спустя несколько недель тогдашний министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова во время правительственного часа в мажилисе объясняла депутатам, что в первую очередь будут сокращены вакантные места, а также те сотрудники, которые «не совсем соответствуют своему профессиональному уровню». Она подчеркнула также, что есть категории служащих, которые согласно законодательству не могут быть уволены (например, беременные женщины). Кроме этого, каждый потерявший работу сотрудник получит положенное ему пособие в связи с сокращением, уверяла она.
Как только по государственным органам прокатилась волна увольнений, которая, к слову, не вызвала в обществе заметного резонанса, повод поволноваться появился у служащих национальных и квазигосударственных компаний. Их количество, как оказалось, в шесть раз превышает количество людей, занятых на государственной службе. «600 тысяч!», — восклицал глава государства на расширенном заседании правительства в начале 2012 года.
После памятного заседания правительства в национальных компаниях Казахстана начали активно принимать годичные или двухгодичные программы по оптимизации численности сотрудников — в частности, административно-управленческого персонала. Однако, судя по докладам главы «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева в 2012 году, масштабы сокращений менеджмента компаний были не столь внушительны, как предполагалось.
Например, в национальной компании «КазМунайГаз» в 2012 году планировалось сократить всего 623 человека при том, что непроизводственный персонал в компании на начало года составлял почти 14 тыс. человек. Все остальные декларируемые цифры и цели простого обывателя не удивить не могли — руководство компании уверенно докладывало о своей готовности упразднить 53 дочерние компании, полностью исключить всякое дублирование полномочий, передать в конкурентную среду все непрофильные активы.
Из центрального аппарата «Қазақстан Темiр Жолы» в 2012 году собирались уволить 135 человек, еще 1 815 сотрудников должны были лишиться своих мест в подразделениях компании. При этом национальный оператор железнодорожной сети стал чуть ли не единственной компанией, которая решилась даже на 4%-е сокращение производственного персонала. Всего же за 2012-2013 годы руководством планировалось оптимизировать штат на 9 тыс. человек. Оно же в 2012 году заверяло, что ни один «высвобождаемый» работник не пострадает от принятого администрацией решения.
Национальную компанию «Казатомпром» за три года — с 2012 по 2014 годы — должны были покинуть в общей сложности 474 сотрудника, «Казахтелеком» с 2012 по 2013 годы — 573 человека, АО «Самрук-Энерго» до конца 2012 года — 286 работников; АО «Казпочта» — 253 человека, АО «Казахстан инжиниринг» — 120 человек.
В целом по группе Фонда в 2012-2013 годах штат национальных компаний планировалось сократить всего на 4211 человек. Получается, что в результате оптимизации, если предположить, что все компании подошли к делу добросовестно, количество занятых в квазигосударственном секторе за два года сократилось только на 0,7%.
В денежном эквиваленте сокращение административных расходов, в том числе фонда оплаты труда, в 2012 году принесло «Самрук-Казына» свыше 6,5 млрд. тенге. Если учесть, что в 2012 году было сокращено всего чуть более 2 тысяч человек, получается, что каждый уволенный управленец в год стоил фонду 3 млн. тенге.
В заключении стоит отметить, несмотря на то, что правительством Казахстана уже давно взят курс на оптимизацию штатной численности государственных органов и национальных компаний, не вся научная общественность разделяет необходимость такой работы. Академики и кандидаты наук справедливо указывают на то, что создание компактного профессионального правительства невозможно путем механического сокращения числа государственных служащих. И основной причиной тому является управленческая непрозрачность деятельности государственных органов, департаментов и отделов.