1 ноября, почти за месяц до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе казахстанские эксперты собрались в Алматы для того, чтобы детально обсудить возможные последствия грядущего в Литве международного мероприятия. Его по плану должны посетить представители шести стран бывшего Советского Союза – Украины, Беларуси, Молдовы, Азербайджана, Грузии и Армении.

 

Сблизиться с этими странами в экономическом и гуманитарном плане в 2009 году Европейскому Союзу любезно предложили Польша и Швеция. Сближение пока не предполагает будущего членства этих стран в Европейском союзе, но, безусловно, дает им шанс, как минимум, на это надеяться.

 

Пригласить к участию в программе Казахстан или Россию официальный Брюссель не планирует, несмотря на то, что соответствующие политические заявления звучали уже дважды – в 2010 году от Беларуси и в 2011 году от Венгрии. В данной ситуации правительству и независимому экспертному сообществу остается лишь одно – размышлять по поводу грядущих геополитических перемен на пространстве СНГ.

 

По мнению модератора круглого стола политолога Эдуарда Полетаева, перемен, которые непосредственно коснутся Казахстана, должно быть немало. Например, он опасается, что с включением всех шести стран в европейскую программу партнеры республики «резко поменяют свою ориентацию» - причем не только политическую, но и экономическую.

 

Кроме этого, если саммит пройдет успешно, жителям постсоветского пространства следует ожидать смещения линии геополитического раскола ближе к Поволжью, изменения стратегии Казахстана по отношению к упомянутым шести странам и обострения конкуренции на рынке Таможенного союза, считает эксперт. 

 

Однако тон дальнейшей дискуссии задали совсем не эти слова политолога – намного больший интерес присутствующие проявили к следующему замечанию эксперта: «Хотелось обратить внимание на очень серьезную вещь – на использование различных пропагандистских клише, которые сейчас работают в Украине и Молдове, как минимум. Это касается использования различных финансовых ресурсов на пропаганду ценностей Европейского союза в противовес ценностям Евразии».

 

О том, что в программе «Восточное партнерство» речь идет не о ценностях, а о цене, следом заявил российский эксперт из Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Дмитрий Михайличенко. Не слишком опасаясь собственных высказываний, россиянин заявил, что, реализуя данную программу, Европа похожа на «незадачливого ловеласа, который пришел на свидание и думает то ли дарить цветы девушке, то ли просто сказать, что он может их подарить».

 

О последствиях «Восточного партнерства» для постсоветского пространства Михайличенко высказался чуть менее образно, посоветовав не преувеличивать их значение. Он убежден, что локомотивы европейской интеграции – Франция и Германия – не хотят давать ложных надежд своим младшим партнерам из бывшего СССР, а единственная страна, которая до сих пор испытывает сильные антироссийские импульсы, и поэтому чрезвычайно заинтересована в реализации проекта – это Польша.

 

Хотя Михайличенко и старался снабдить свое выступление суждениями, касающимися исключительно геополитической составляющей обсуждаемых процессов, цивилизационных аспектов ему избежать не удалось. В результате, сидевший по правую руку от него журналист Владислав Юрицын первым делом после завершения выступления поинтересовался у него различиями между европейскими и евразийскими ценностями. Российский политолог ограничился констатацией того, что в основе евразийских ценностей – в первую очередь, бесконфликтное сосуществование разных этносов и конфессий.

 

На языке цифр о реальных ценностях казахстанцев на круглом столе говорила только Гульмира Илеуова, президент общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия». Она заметила, что 70% граждан Казахстана выступают за Таможенный союз, основываясь, главным образом, на ностальгических воспоминаниях о могуществе былого советского государства. Кроме этого, эксперт поделилась своими впечатлениями с подобных круглых столов, посвященных интеграционным процессам: «Аргументы (в пользу Таможенного союза – V) дальше евразийских почвеннических ценностей не идут».

 

Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане, озвучил то, на чем российский эксперт предпочел не останавливаться – суть европейских ценностей. Он подчеркнул, что в центре этой системы ценностей – человек, причем как простой, так и обремененный кое-какой властью.

 

В результате, по его мнению, Россия со своих государственнических позиций значительно проигрывает в этом отношении Европейскому союзу. Чуть позднее и вовсе выяснилось, что даже российская дипломатия в странах постсоветского пространства не может составить реальной конкуренции своим западным коллегам – «бестолковыми пенсионерами» и «политическими парашютистами» назвал Шибутов российских послов на Украине, например.

 

Однако и в отношении Европы эксперт был не намного более политкорректен, назвав ее «сборищем людей с чудовищным пятисотлетним колониальным опытом». «И если они не пришли к кому-то, это просто значит, что пока мы им не нужны», - резюмировал Шибутов.

 

Дискуссия, в которой красной нитью присутствовала тема ценностей, не могла закончиться тривиально. После того, как слово взял кандидат филологических наук Абдулло Сафар, в конференц-зале зазвучали стихи Джалаладдина Мухаммада Руми. Зачитанный отрывок, по мнению эксперта, призван был проиллюстрировать общность человеческих судеб, в настоящее время страдающих, в основном, от последствий глобализации. Завершил свое многословное выступление Сафар тоже весьма символично, честно признавшись, что не понимает, что такое европейские ценности, почему они должны превалировать над «азиатскими» и что ценности буддизма, например, его тоже «вполне устраивают».