Зарина Ахматова, Vласть
«Пригласите даму!» - с таким посылом предлагает Серикжан Мамбеталин демократическому сообществу идти на следующие президентские выборы. По аналогии с соседним Кыргызстаном Мамбеталин озвучил предложение передать страновой штурвал леди, а конкретно – Зауреш Батталовой. Правда, сама экс-сенатор, кажется, не в восторге от этой инициативы.
Изменить гендерный принцип в выдвижении фрондерских кандидатов на пост президента предложил бывший лидер партии «зеленых» «Руханият» Серикжан Мамбеталин. Политик опубликовал в социальной сети Facebook соответствующее «Обращение к лидерам оппозиции». В адресатах – Болат Абилов, Мухтар Аблязов, Газиз Алдамжаров, Болат Атабаев, Зауреш Батталова, Ержан Досмухамедов, Гульжан Ергалиева, Галымжан Жакиянов, Акежан Кажегельдин, Уалихан Кайсаров, Амиржан Косанов, Жасарал Куанышалин, Ермек Нарымбаев, Мухтар Тайжан, Мухтар Шаханов, Жармахан Туякбай, Серик Медетбеков.
В теме обращения – призыв выставить на ближайшие президентские выборы президента «Фонда развития парламентаризма в Казаахстане» Зауреш Батталову. Среди прочих аргументов – компромиссность предлагаемой кандидатуры. По мнению Мамбеталина, представительница прекрасной половины суровой казахстанской политики может выступить прекрасным связующим звеном.
«Амбиции альфа-самцов, не дадут возможности смириться с ролью второго или третьего. Меня лично сейчас не интересует должность ни премьера, ни президента. […] И я считаю примирительным, среди всех политических партий могла бы выступить женщина, как Роза Отунбаева, в Кыргызстане. Она очень хороший пример для того, чтобы возможно повторить такое же в Казахстане. У нас есть своя Отунбаева, это Зауреш Батталова», - пишет Мамбеталин в социальном обращении.
Он же привел ряд доводов, которые должны были продемонстрировать, что варианты предлагаемых мужских кандидатур себя исчерпали. Пришло время – пустить в ход тяжелую, то есть легкую артиллерию.
«Во-первых, она женщина, - так и отмечает политик, - За ней уже неразобщенный и очень мощный женский электорат. Во-вторых, она в оппозиции намного дольше, чем многие из нас. Она в этой оппозиции ведет себя достойно и последовательно отстаивает демократические принципы. Как двуязычный оратор она в числе лучших, духа и твердости характера не занимать».
- Скандалами до сих пор не замаралась. У нее нету никаких там скелетов в шкафу, - отмечает Мамбеталин, и, на всякий случай уточняет: «По крайней мере, которые мы знаем».
Серикжан Мамбеталин отмечает, что до сей поры широкую известность из всех возможных альтернативных кандидатов снискал только Мухтар Шаханов: «Большое заблуждение, что народ знает что-нибудь о деятелях оппозиции. Известен на селе только Мухтар Шаханов, благодаря своим стихам». В остальном, отмечает Серикжан, оппозиция должна будет помочь Батталовой с пиар-кампанией и «роуд-шоу», помогая широко продвигать кандидата – от Европарлмента до отдаленного аула.
Сама Зауреш Кабылбековна восторга от это идеи, узнав о ней также из Facebook, не испытала. О чем доверительно сообщила в интервью Vласти.
«Идея выдвижения единого транзитного кандидата может быть жизнеспособной в Казахстане при условии консолидации и поддержки не только оппозиции, но, прежде всего, казахстанской общественности в целом. Иначе этот проект не реалистичен. Обсуждение самой темы считаю полезным и необходимым. Это показатель того, что табу на вопрос смены президента страны уже нет, и это неизбежно. Но все же, если намерения серьезны, то требуется всестороннее обсуждение идеи со всеми прогрессивными общественными силами и масштабное продвижение – нужно заручиться поддержкой казахстанского общества», - отмечает она.
Тем не менее, президентские амбиции Батталову, по ее собственным словам, не прельщали.
«Касательно следующих выборов могу сказать однозначно, что я о президентстве никогда не думала. Я знаю Казахстан, я знаю казахстанское общество и менталитет сограждан, я знаю отечественную политическую систему, а также я знаю достаточно сильные персоны из числа мужчин, которые могут возглавить страну. С прошлого года мне стали задавать этот вопрос, и пришлось задуматься. Как политик я знаю и понимаю актуальность для Казахстана проблемы объединения большинства демократически настроенных граждан, намерена участвовать в этом процессе активно и ответственно. Также считаю, что обсуждения на кухне, в Facebook или кулуарно между отдельными персонами – это еще только начало объединительного процесса. Но когда-то и каким-то образом это нужно начинать – необходима всенародная дискуссия, необходим праймириз. К сожалению, наше общество к этому еще недостаточно готово».
И самое главное, отмечает наша собеседница, вряд ли лидеры оппозиции, к которым обратился политик, легко согласятся на предлагаемую кандидатуру:
«Я видела списочный состав, думаю, единодушия среди них не будет – слишком полярны взгляды и позиции у отдельных личностей. Это не игра в «казаки-разбойники», и мы не девочки и мальчики. Вопрос серьезен, и мы должны быть ответственны. Важно любые инициативы суметь воплотить в жизнь», - отмечает Зауреш Батталова.
Скорее всего, последний пункт – невозможность прийти к консенсусу - главный аргумент подобной инициативы, считает политолог, автор энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев:
«Сама по себе кандидатура Батталовой – хорошая, - говорит Ашимбаев, - она имела опыт работы и в акимате, и в Сенате, провожали ее хорошо, она пользуется уважением. С другой стороны картина в оппозиционном лагере достойна сожаления – мы можем наблюдать способность оппозиции объединиться только против чего-то. Полная деградация прежней оппозиции – окончательный развал ОСДП, полная карикатуризация ее лидеров (за редким исключением), дискредитация КПК связями с олигархической структурой – все это демонстрирует, что партии не способны организовать оппозиционный блок в принципе. Исходя из всего этого, призывы, дескать, объединяйтесь за Батталову против латиницы или за пенсии, на мой взгляд, смысловой нагрузки не несут».
Пока обращение Мамбеталина, можно сказать, привлекло внимание политически активного сектора, который обсуждает идею феминизации высшей власти в комментариях под публикацией. Количество их зашкаливает за отметку в 200 штук, а согласия так и нет.
« В этом плане, - иронизирует Ашимбаев, - возможность возникновения в нашей стране филиала FEMEN, для общественности, кажется, более привлекательна, нежели мифическая консолидация казахстанской оппозиции».