Маргарита Бочарова, Vласть

 

По прогнозам специалистов, наступившей весной казахстанцев ждет заметное оживление в сфере публичной политики: в команде акимов ожидаются новые кадровые перестановки, на оппозиционном поле возможно возникновение новых умеренных игроков, а экстремистские группировки с большой вероятностью вновь дадут о себе знать.

 

По мнению экспертов, ближайшие весенние месяцы будут ознаменованы дальнейшими кадровыми перестановками, которые, вероятнее всего коснутся руководителей местных органов власти. Руководитель сектора внутренней политики Института политических решений Максим Казначеев ожидает исключительно «технических назначений». «Я считаю, что основной объем кадровых перестановок уже осуществлен – по крайней мере, в тех идеологических рамках, которые были обозначены президентом», – высказывает мнение специалист.

 

Тем не менее, политолог обосновывает грядущие кадровые изменения введением практики выборности акимов районного уровня. Согласно общенациональному плану мероприятий по реализации стратегии «Казахстан-2050» до 15 апреля текущего года в парламент будет внесен проект закона по вопросам развития местного самоуправления. Кроме этого, весной парламент республики рассмотрит проект закона по разграничению полномочий между органами государственного управления, направленного на укрепление местных исполнительных органов. Казначеев указывает на необходимость сохранения баланса между интересами региональных элит, которые будут продвигать собственных представителей, и интересами центральной власти. По его мнению, с этой целью как в маслихатах, так и корпусе акимов будет производиться «усиление контрольных полномочий».

 

 

Эксперт по проблемам национальной безопасности, политолог Талгат Мамырайымов поддерживает точку зрения своего коллеги, однако при этом полагает, что кадровые перестановки могут коснуться «некоторых министров, в том числе глав силовых структур». Он считает, что этот процесс, вероятнее всего, будет сопровождаться громкими коррупционными скандалами и вбросом компрометирующих материалов в информационное поле.

Информационное пространство Казахстана, по мнению Мамырайымова, весной подвергнется «масштабному идеологическому» воздействию в строгом соответствии с «указаниями Тажина». «Разумеется, что главными постулатами этой работы станут основные идеи послания «Казахстан-2050», евразийской интеграции и особого в этом процессе места нашей республики», – дополняет эксперт.

Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества, в этой связи отмечает, что в ближайшие три месяца есть повод ожидать введения «новых правил госинформзаказа». По его убеждению, такая мера способна существенным образом изменить «картину СМИ и публичной политики в стране».

 

Кроме этого, эксперты высказывают довольно смелые прогнозы относительно деятельности оппозиции. Мамыраймов считает, что весной на политическом поле активизируются оппозиционные лидеры, что в конечном итоге приведет к «реанимации проекта «Курултая» и активизации риторики о проведении всенародного референдума относительно вступления Казахстана в Евразийский экономический союз.

Казначеев считает, что в ближайшие несколько месяцев будет разыгрываться борьба за место в «радикальном оппозиционном поле», откуда государство в прошлом году исключило незарегистрированную партию «Алга». В качестве возможных претендентов на ключевые роли в этом сегменте оппозиции политолог называет Булата Абилова и Амиржана Косанова.

По его мнению, более «интересная» ситуация может сложиться в сегменте умеренной конструктивной оппозиции, который в настоящее время, по утверждению эксперта,  никем не занят. Он предполагает, что «власти предпримут попытку ввести в это поле какого-то своего в той или иной степени подконтрольного игрока». Говорить о конкретных персоналиях Казначеев считает пока затруднительным: уж слишком большой набор вариантов.

Прогнозируемая радикализация может коснуться не только оппозиционного сектора, но проявиться и через активизацию террористических и экстремистских структур. «У террористов просто будет весна - теплый сезон, пора действовать», -  отмечает Шибутов с долей черной иронии. В этом контексте значимым может оказаться и планируемое принятие поправок, касающихся деятельности силовых структур, и обновленного Уголовного кодекса. Он предполагает, что обсуждаемые поправки в законодательство «идут на ужесточение» государственной политики, а решение об их принятии станет своеобразным «рубежом».

 

Казначеев в свою очередь наоборот не прогнозирует активизации ни экстремистских группировок, ни контртеррористической борьбы с ними. «Дело в том, что террористические структуры и экстремистские группы, о которых в принципе можно вести речь, не привязывают свою деятельность к каким-то формальным шагам властей», - комментирует политолог возможную связь повышения активности экстремистов с изменениями на законодательном уровне. Кроме того, «имиджевый эффект совершения каких-либо террористических или экстремистских акций гораздо более эффективно работает в такой ситуации, когда общество его и не ожидает», - заключает он.

Помимо всего прочего, в ближайшие месяцы президент ожидает от своей администрации, министерства юстиции, «Нур-Отана» и парламента подробный доклад с конкретными предложениями по усилению полномочий законодательного органа. Нурсултан Назарбаев своим указом утвердит комплексный план развития отечественной погранслужбы, концепцию кадровой политики правоохранительных органов, концепцию внедрения государственного аудита, квалификационные требования к претендентам в корпус «А» для госслужащих, и поставит свою подпись под законом «О государственных услугах».