Филиал АО «Алюминий Казахстана» Торгайское бокситовой рудоуправление (ТБРУ) находится в самом центре города, недалеко от акимата. Несмотря на то, что предприятие, казалось бы, находится в шаговой доступности, двери рудоуправления зачастую закрыты даже для городской власти. Сотрудники акимата с завидной регулярностью запрашивают у предприятия данные о его работе и уже давно отчаялись получить хоть какую-то информацию об объемах добытой бокситовой руды.

 

В акимат от имени директора ТБРУ Виктора Родина ответы на запрос приходят, как правило, со следующей формулировкой: «К сожалению, филиал АО «Алюминий Казахстана» ТБРУ не имеет возможности предоставлять интересующие Вас сведения в связи с принятием решения ТОО «ENRC Management KZ» об ограничении раскрытия прогнозной и фактической информации о деятельности предприятий, входящих в Группу ENRC PLC». В других письмах руководство градообразующего предприятия ссылается на «правила и требования» Лондонской фондовой биржи, которые налагают запрет на раскрытие такого рода информации, что в свою очередь может повлечь за собой «серьезные последствия».

 

 

Между тем, рудоуправление производит более 46% промышленной продукции города и во многом обеспечивает потенциал налогооблагаемой базы. В 50-х годах прошлого столетия Государственная комиссия по полезным ископаемым при Совете министров СССР общие запасы торгайских бокситов утвердила в объеме 64 млн. тонн. На сегодняшний день по разным оценкам добыто уже от 70 до 80 млн. тонн руды. Объем ежегодной добычи в настоящее время составляет 384 тыс. тонн. Специалисты предполагают, что имеются еще несколько миллионов тонн руды, однако,  для того чтобы их извлечь необходимы высокозатратные вскрышные работы.

 

В таких условиях ТБРУ не остается ничего иного, кроме как перейти на добычу огнеупорной глины, запасы которой в недрах аркалыкской земли еще в советское время были утверждены на уровне 93 млн. тонн.

 

«На сегодня рентабельнее добывать глину, ведь ее себестоимость почти в два раза выше себестоимости боксита, по которой он поставлялся инвесторам, - говорит геолог с 20-летним стажем, а ныне успешный предприниматель Тамара Соколова, - но опять же встает вопрос с инвестициями и рынками сбыта». Однако узнать, входит ли добыча глины в производственный план предприятия на ближайшие годы, Vласти так и не удалось – сотрудники ТБРУ наотрез отказались от каких-либо комментариев. Руководство АО «Алюминий Казахстана» также не сочло нужным ответить на официальный запрос в свой адрес.

 

 

ТБРУ, по признанию жителей города, уже давно и к ним повернулось спиной. Еще в 2000 году Тамара Жакеновна опубликовала статью в «Казахстанской правде», где с горечью писала: «С необычайной легкостью ТБРУ ОАО «Алюминий Казахстана» сбросило со своих плеч социальную сферу Аркалыка, в том числе водоснабжение города, водопроводные сети, часть энергетического и коммунального хозяйства, более 100 тыс. кв. метров жилья, детские сады, дворец культуры «Горняк». Необходимо также отметить, что на градообразующем предприятии продолжают трудиться всего 989 человек, что при 28-тысячном населении города совсем не кажется критической массой.

 

Не в пример ТБРУ свою социальную ответственность демонстрирует второе крупнейшее по численности работников предприятие города – ТОО «Алюминстрой». Ведущий застройщик города имеет развитую строительную базу, в состав которой, например, входит завод по производству железобетонных изделий (ЖБИ). В трех цехах завода в летнее время, когда заказов особенно много, трудятся до 120 человек – шесть дней в неделю, иногда сверхурочно. Кроме этого, летом завод открывает социальные рабочие места, куда принимают ребят с биржи труда. В 2013 году таким образом трудоустроили восемь аркалыкчан.

 

Нужды города заставляют завод каждый год устанавливать новые рекорды по объему произведенной продукции – только с 2008 по 2011 годы этот показатель увеличился в 2,5 раза. Такие ударные темпы работы, по словам директора завода Талгата Мажитова, могут ежемесячно обеспечивать 50%-ую прибавку к заработной плате за счет коэффициента трудового участия. Оборудование на заводе, по заверениям директора, обновлено уже больше, чем наполовину. Указывая на один из станков, все еще упакованных в целлофан, Талгат Валиханович, усмехнувшись, произносит: «Жалеем просто. Есть советский – пока на нем работаем».

 

 

При этом очень немногие предприятия города могут похвастаться такой низкой долей устаревшего оборудования. К примеру, износ эксплуатируемого государственным коммунальным предприятием «Костанайюжэлектросервис» электрооборудования в среднем составляет от 60 до 80%. 35 электрических подстанций предприятия, между тем, обслуживают более 17 тысяч домохозяйств, отпуская электроэнергию минимально по 12,96 тенге/кВтч. Руководитель предприятия Анас Искендиров признался, что тариф вынужден повышать регулярно – Павлодарская ТЭЦ, у которой закупается электроэнергия, до 2015 года запланировала ежегодно поднимать себестоимость вырабатываемой электроэнергии на 12%.

 

До 2001 года в Аркалыке, к слову, все еще практиковали так называемые «веерные отключения», когда электричество в домах появлялось всего на два часа в сутки. Сейчас предприятие существует во многом благодаря рядовым горожанам, которые потребляют 80% распределяемой энергии. Однако даже при этом Анас Оразтаевич сетует на отсутствие «хороших потребителей», имея в виду крупные промышленные и аграрные предприятия, ведь пока приходится работать в убыток – по итогам 2012 года он составил порядка 39 млн. тенге.

 

К одним из «хороших потребителей» электроэнергии руководитель коммунального предприятия, тем не менее, относит ТОО «Агроинтерптица». Предприятие в 2009 году создавалось на базе когда-то функционирующей в городе птицефабрики и сейчас принадлежит к числу «якорных» инвестиционных проектов Аркалыкского региона. Поголовье кур уже достигло 700 тыс. голов, производство яиц исчисляется десятками миллионов – достаточно сказать, что в пересчете на одного жителя Аркалыка в первом квартале 2013 года приходилось почти 600 яиц и 16 кур.

 

 

Директор предприятия Ануарбек Туманов уверенно заявляет, что проблем с реализацией продукции в Казахстане практически нет: «Конкуренты только россияне», - улыбаясь, добавляет он. Как бы мимоходом Ануарбек Тюлюханович затрагивает и проблему текучести кадров, но тут же оговаривается, что «фабрика уже становится на ноги», и на предприятии на постоянной основе трудятся около 260 человек. Если учесть, что цех птицефабрики с 48 тыс. птиц в состоянии обслуживать всего два человека – птичница и слесарь, не трудно представить масштабы всего производства. К 2014 году, когда фабрика выйдет на свою проектную мощность, численность персонала достигнет 500 человек.

 

 

На порядок меньше людей работает в другом «якорном» инвестиционном проекте региона – ТОО «Нур-Жайляу НС». Всего 68 человек в 90 км от города в открытой степи строят настоящее племенное хозяйство-репродуктор, которое в строгом соответствии с международными требованиями будет заниматься продажей племенного крупного рогатого скота (КРС). «Это очень сложно сделать, но можно, если захотеть», - говорит директор по производству Думан Даутов. Пока в хозяйстве довольно слабо представляют, кому можно сбывать племенной скот, ведь животноводческих хозяйств, способных его купить, по признанию Даутова, в Казахстане по пальцам перечесть.

 

 

А заплатить покупателям придется немало – 1100 голов КРС абердин-ангусской породы закупались в американском штате Монтана по 3,5-4,5 тыс. долларов каждая. Коровы и быки элитной породы на ферме содержатся в почти полностью механизированных условиях – объем ручного труда минимизирован. Даутов без смущения сообщает, что в хозяйстве трудятся обыкновенные «социальные аутсайдеры», которые в свое время не смогли покинуть рушившийся город.  Очередную базу для скота от заката до рассвета и вовсе строят гастарбайтеры из соседнего Узбекистана. К слову, «Казагрофинанс», с которым предприятие тесно сотрудничает, делает замечания руководству относительно высоких доходов работников – зарплаты в размере 60 тыс. тенге и так называемых «мер материального стимулирования».

 

Однако самые завидные зарплаты в Аркалыке – вполне сопоставимые с алматинскими –  получают три сотни горожан, которым посчастливилось устроиться на строительство железнодорожной линии «Аркалык-Шубаркуль». Дорожный рабочий получает до 100 тыс. тенге на руки ежемесячно, водитель – до 150 тыс. тенге, механизатор – 200 тыс. тенге. С началом промышленно-гражданского строительства к работам будут привлечены еще около 100-150 человек. Несмотря на то, что приоритет при устройстве на работу должен отдаваться местным жителям, все специалисты, с которыми удалось поговорить Vласти, приехали на стройку с самых разных уголков Казахстана.

 

113-километровый участок из Аркалыка строит «АБК Неруд», и чуть ли не единственной помехой строительству, по признанию заместителя директора по производственной части Нуржана Жукабетова, является дождь, из-за которого земляные работы приходится немедленно прекращать. «Со стороны заказчика (АО «НК» Казахстан темир жолы» - V) по финансовым средствам проблем нет», - добавляет он. А финансовые средства, между тем, немалые – всего строительство железнодорожной ветки со всей сопутствующей инфраструктурой будет стоить КТЖ 164 млрд. тенге.

 

 

А вот с малым и средним бизнесом дела в городе обстоят куда скромнее. Несмотря на то, что предпринимателей в городе достаточно – только в первом квартале текущего года на 13 жителей Аркалыка приходилось по одному бизнесмену – миллиардные бюджеты на развитие малого и среднего бизнеса пока не выделяются. И на это есть вполне объяснимые причины, о которых во всех подробностях рассказывает Жаннат Кусулбаева, начальник отдела предпринимательства акимата города.

 

По ее словам, аркалыкские предприниматели зачастую не могут получить кредит на льготных условиях, потому что банки, во-первых, требуют от них слишком объемный перечень документов, во-вторых, не соглашаются утвердить то залоговое имущество, которое предлагают бизнесмены, ввиду его дешевизны, и, в-третьих, обращают внимание на низкую доходность городских фирм. В результате, из пяти проектов реальные шансы получить кредитование есть лишь у одного. В такой ситуации бизнесменам помогают разве что государственные гранты, которыми по своему усмотрению распоряжаются акиматы города и области. Но и их размер, говорит Жаннат Аскеровна, недостаточен для финансирования даже пяти проектов – в 2013 году на эти нужды государством выделено лишь 8,5 млн. тенге. Пока же предприниматели в городе, по выражению Тамары Соколовой, продолжают «вариться в своем собственном соку», будучи нацеленными лишь на то, как удержаться на плаву и обеспечить собственным семьям достойный уровень жизни.