Мы всегда ждем, что новое поколение достигнет лучших результатов. Но сейчас 26 % молодых американцев менее образованы, чем их родители.

Среди молодых граждан, чьи родители не оканчивали старшие классы школы, только 5% попадают в колледж. В других же развитых странах этот показатель, например, достигает 23%.


Соединенные Штаты тратят миллиарды долларов с целью помериться силами с Россией. Но возможно нам нужно попытаться конкурировать в сфере образования.


Сейчас в России самый высокий процент взрослого населения с университетским образованием, если сравнивать с любой другой промышленно развитой страной. И однажды это место занимали США, хотя теперь они теряют свои позиции в списке.

Эти данные были получены в результате ежегодного исследования в сфере образования, проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И это должно шокировать американцев.

Ключевым элементом американской мечты является равный доступ к образованию, которое является акселератором экономической и социальной мобильности. Но, похоже, что американская мечта эмигрировала, потому что многие страны более продвинуты в плане мобильности, чем США. В 2000 Соединенные Штаты занимали второе место по доле населения с дипломом об окончании колледжа. Сейчас страна уже на пятом месте. Среди населения в возрасте от 25 до 34 лет – группа, которая будет влиять на позицию в будущем – США занимают 12 место. В то время как некогда нищая Южная Корея возглавляет список.

Новое исследование американского центра Pew показывает, что американцы видят самую большую угрозу своей стране в увеличивающемся разрыве между бедными и богатыми слоями населения. Мы построили систему образования, зависимую от местного налога на собственность, который обеспечивает хорошие школы богатым детям за городом, хотя им меньше всего нужна помощь – и опасные школы для живущих в городах детей, отчаянно нуждающихся в руке помощи. Слишком часто американская система образования усиливает не возможности, а неравенство.

Во время Второй Мировой Войны мой отец бежал из Украины и Румынии во Францию. Он свободно говорил на французском. И логичным для него было поселиться в Париже. Но затем отец почувствовал, что во Франции происходит расслаивание населения, и страна может предложить все меньше возможностей бедному беженцу из Восточной Европы. Как и его детям через поколение. Поэтому он направился в Соединенные Штаты. Он не знал английского. Но прибыв в страну в 1951 году, отец купил воскресный выпуск издания The New York Times и начал учиться сам. Он поступил в Рид-колледж, а затем в Чикагский университет, где получил докторскую степень и стал профессором.

Мой отец осуществил американскую мечту, достигнув успеха. Это удалось и его единственному ребенку. Да, в 1951 году он выбрал правильный путь, сделав ставку на возможности в Америке, а не в Европе. Но в наши дни он возможно бы ошибся, выбрав этот путь. Исследователи считают, что сейчас в Европе больше экономических и образовательных возможностей в плане мобильности, чем в США.

Это особенно грустно, потому что, как в прошлом месяце заметил мой коллега-журналист Эдуардо Портер, уравнительное образование всегда было сильной стороной Америки. Европейские страны отличались первоклассным образованием для элиты, но США сделали прорыв в сфере массового образования.

К середине 1800-х в большинстве штатов «белым» детям был открыт доступ к бесплатному образованию. Для сравнения: в конце 1870-х в Великобритании только 2% детей в возрасте 14 лет посещали школу.

Затем США стали первой крупной страной, в которой в 1930-х большинство детей посещали среднюю школу. Взять ту же Великобританию, в 1957 лишь 9% подростков в возрасте 17 лет были школьниками.

До 1970-х мы превосходили всех в области массового образования. А ученые Клаудиа Голдин и Лоуренс Катц из Гарвардского университета с жаром утверждали, что в этом и был секрет американского экономического роста. Но  затем все пошло на убыль. И как показывает последний отчет ОЭСР, страны остального мира опережают нас.


По сути США сейчас – это Великобритания в XIX веке. Мы обеспечиваем великолепное образование для элиты, но отстаем в массовом образовании.


В частности мы отстаем в области дошкольного образования. Согласно ОЭСР в среднем 70% детей в возрасте трех лет посещают различные образовательные программы. В США данная цифра составляет 38%.

Кто-то считает, что американские учителя ленивы. Но отчет ОЭСР показывает, что в США учителя работают больше по времени, чем их коллеги за границей. И все же уровень заработной платы американских учителей составляет лишь 68% от зарплаты среднестатистического рабочего с высшим образованием. Согласно ОЭСР, этот показатель составляет 88%.

Реформирование системы образования является вызовом сфере гражданских прав и свобод нашего времени. И начать мы должны с использования идей, которые зародились в Америке, но теперь мы от них отказались: мы должны дать детям справедливый старт в жизни в виде доступа к «подъемнику» к возможностям образования.

Так давайте починим этот подъемник.

The New York Times