И все же, говядину уже давно подают в некоторых ресторанах Мумбаи.  Начиная бургерами в легендарном «Leopold Cafe» и заканчивая особым карри с мясом, популярным блюдом в закусочных мусульманских районов. Это отражает тот уровень адаптации, который необходим в городе – и стране – с таким уникальным разнообразием религии, культуры и благосостояния населения.

В прошлом месяце, однако, ситуация изменилась. Ресторанам пришлось убрать из меню блюда с говядиной после того, второй штат по численности населения Махараштра, в состав которого входит Мумбаи, расширил действие запрета на забой коров, включив в него быков и буйволов. Также за продажу говядины положено наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет. Несколько недель спустя в штате Харьяна приняли такой же закон. В кабинете премьер-министра Нарендры Моди пояснили, что данные нормы – это пример для других штатов.

Законы повлияли не только на рестораны. В Мумбаи тысячи мясников и предпринимателей мгновенно остались без средств к существованию, и вышли на улицы протестовать. Попала под удар и кожевенная индустрия. Говядину употребляют не только индийцы-мусульмане и христиане, но и индуисты из более низких каст, для кого она является основным источником протеина, который они могут себе позволить. Самые бедные слои населения вообще используют все части животного (требуху и свернувшуюся кровь), на что их религия прагматично закрывает глаза. Студенты из касты неприкасаемых даже организовали фестивали поедания говядины, протестуя против посягательства на их культуру и идентичность.

Фотография National Geographic

С недавней криминализацией гомосексуальных связей, запретами пропагандистских книг, фильмов, и даже использования колониального названия «Бомбей» вместо «Мумбаи», новые законы примыкают к увеличивающемуся списку ограничений личной свободы в Индии. Недавно полиция в городе Малегаон уже арестовала трех мужчин-мусульман по обвинению в забое телят и распорядилась, чтобы владельцы скота заносили фотографии коров и быков в специальный реестр на случай пропажи.

Закон Махараштры находился в подвешенном состоянии в ожидании подписи президента на протяжении 20 лет, и ему дали жизнь только после прихода к власти общенациональной партии «Бхаратия джаната парти» в прошлом году. Предполагается, что истинная цель закона – служить политической концепции партии.

Некоторые сторонники жесткой политики настаивают на том, что сама идея поедания говядины пришла с мусульманскими захватчиками. Хотя упоминания о ее потреблении содержатся в древних ведических текстах, написанных больше чем за тысячу лет до времен пророка Мухаммеда. Искореняя эту «иноземную» практику, они надеются вернуть те ценности, которыми так дорожат истинные индуисты.  «Теперь наша мечта о запрете забоя коров становится реальностью», - опубликовал в своем Твиттере главный министр Махараштры после принятия нового закона.

Еще одна проблема с подобными запретами связана с тем, что за старыми или никому не нужными коровами приходится ухаживать, если их нельзя убивать. А на это уходит немало средств, особенно государственных.

Единственная практическая причина, предложенная чиновниками Махараштры, в защиту нового закона состоит в том, что он поможет фермерам держать скот даже в трудные времена и не продавать его. У данного объяснения на самом деле есть исторические корни. По сути, оно идеально вписывается в рамки теории происхождения запрета на говядину, которую предложил американский антрополог Марвин Харрис более пятидесяти лет назад.

Харрис выяснил, что помимо роли производителей молока, скот в Индии являлся основой сельского хозяйства. Коровы помогали пахать землю, давали навоз для удобрений и потомство для увеличения численности стада. Ученый также заметил, что те семьи, которые потребляли скот во время засухи и голода, затем не могли восстановить свое хозяйство. Потому что у них не оставалось инструментов для обработки земли. С годами те фермеры, которым удалось сохранить свой скот, выживали. И в конечном итоге данная практика постепенно стала частью религии.

По этому же сценарию все еще живут в штате Махараштра, который в последние годы не раз сталкивался с опустошающей засухой. И хотя религиозные правила запрещают фермерам потреблять в пищу свой скот, они прибегают к его продаже на убой, зачастую по низким ценам. Запрет на говядину можно истолковать как дополнение к религиозным догматам: теперь употреблять в пищу или продавать свой скот нельзя.

К сожалению, ситуация в Махараштре уже преодолела ту точку, когда запрет мог бы помочь. В предыдущем правительстве расточительно тратили миллиарды долларов на неудачные проекты ирригационных систем и поддержку выращивания требующих интенсивного полива культур, подобных сахарному тростнику, в регионах, склонных к засухе.


Сейчас фермеры в отчаянии: начиная с 2011 года, каждый день в Махараштре в среднем четыре фермера совершают самоубийство. Им не нужны древние религиозные запреты.


Им нужна финансовая безопасность и надежная сельскохозяйственная политика, чтобы справиться с текущей ситуацией и возможным ухудшением климата в будущем.

Индийская цивилизация эволюционировала на протяжении веков. И сейчас включает в себя многочисленные многообразные сообщества, между которыми нередко существует конфликт интересов.

Несмотря на светскую конституцию, Индия остается  удивительно неоднородной.  Правительству нужно делать все возможное, чтобы сохранять баланс между мнением большинства и потребностями меньшинства. Урок, который действительно нужно усвоить из истории, это то, как утилитарные потребности могут оказывать влияние религиозные обряды.  Индуизм был всегда прагматичной религией, основанной на догматах. Что нужно Индии сегодня, так это умение адаптироваться к реальным условиям.