В результате террористической атаки на редакцию «Charlie Hebdo», совершенной вооруженными бандитами в масках, погибло 12 человек. Включая главного редактора, известных карикатуристов и полицейских. Нападение стало самым кровавым событием в истории послевоенной Франции. Убийцам удалось скрыться, повергнув в шок не только город, но и всю Европу.
По заявлениям чиновников в среду личность подозреваемых была установлена. Это были братья Саид и Шериф Куачи (32 и 34 лет), а также 18-летний Хамид Мурад. Как пишут французские издания, братья родились в Париже. Это усиливает вероятность того, что к трагедии причастны местные мусульманские экстремисты.
Нападение может только усилить подозрительное отношение к мусульманскому населению Франции, которое составляет немалую долю. Трагедия случилась как раз в то время, когда исламский радикализм стал центральным поводом для беспокойства со стороны ведомств, отвечающих за безопасность, по всей Европе.
Как утверждают власти и свидетели, двое нападавших были вооружены автоматами и действовали с необычной военной точностью.
Президент Франции Олланд назвал случившееся актом выходящего за пределы варварства, которое без всяких сомнений было террористическим актом. Четверг был объявлен днем национального траура.
Он также объявил высшую степень террористической угрозы. Заявив, что за последние недели в стране уже было пресечено несколько террористических нападений, потому что службы безопасности в самой Франции и по всей Европе усилили меры безопасности в связи с возвращением молодых граждан из Сирии и Ирака, где они участвовали в джихаде.
Французские власти на день закрыли некоторые школы и усилили охрану в церквях, редакциях газет и транспортных центрах. Также были проведены поисковые операции в метро стролицы.
Прокурор Парижа Франсуа Молин заявил, что по свидетельствам очевидцев во время нападения, которое полиция назвала резней, убийцы кричали «Аллах Акбар!».
Коринн Рэй, карикатурист по прозвищу «Коко», которая находилась в офисе газеты во время нападения, рассказала изданию «Le Monde» о том, что нападавшие свободно говорили на французском и причисляли себя к Аль-Кайеде.
На видео, запечатлевшем перестрелку между нападавшими и полицейскими, слышно, как первые кричали: «Мы отомстили за пророка Мухаммеда. Мы убили «CharlieHebdo»!» На видео, источник которого не известен, также видно, как один из вооруженных бандитов убивает раненого офицера полиции, лежащего на улице.
Среди жертв «Charlie Hebdo» одни из самых уважаемых и иконоборческих карикатуристов страны. По словам представителей полиции и прокурора главный редактор издания Стефан Шарбонньер уже находился под защитой органов правопорядка после прежде выдвигаемых угроз. Офицер, направленный охранять сотрудников газеты и главного редактора, также среди жертв.
По мере распространения новостей о нападении к скорби добавились ужас и демонстрация солидарности за свободу слова. К вечеру недалеко от места трагедии в восточной части Парижа на Площади Республики собралось 35 000 человек – представители разных возрастов и социальных статусов. Кто-то кричал «Charlie! Charlie!». Кто-то держал плакаты с надписью «I am Charlie» («Я – Шарли»), которая также опубликована на сайте газеты.
Спонтанно организованные пикеты с участием сотен и тысяч человек также прошли в других городах Франции и Европы.
Прокурор Молин заявил, что двое человек, вооруженных винтовками AK-47 и одетых в черные маски, зашли в здание офиса газеты в 11:30 утра по местному времени. Они стреляли в людей в лобби, затем поднялись в редакцию новостей на втором этаже и расстреляли журналистов, собравшихся на планерку.
Затем нападавшие вышли на улицу, где устроили перестрелку с полицейскими. Одного офицера застрелили, когда он лежал на улице. Затем преступники сели в черный «Citroen» и уехали в северном направлении в сторону правого берега. Как заявила полиция, пытаясь скрыться, они врезались в одну из машин, в результате чего пострадала женщина-водитель. А также преступники ограбили и похитили случайного свидетеля.
Как заявили представители правопорядка, точность – с которой преступники управлялись с оружием – говорит о возможной военной подготовке. Во время нападения, длившегося всего несколько минут, несколько журналистов успели спрятаться под столами или укрыться на крыше.
32-летняя Мециани Цина, работавшая на ресепшене центра занятости, расположенного через дорогу от места трагедии, рассказала, что слышала выстрелы, доносившиеся из офиса издания.
Один из журналистов, находившихся в здании офиса газеты во время нападения, послал сообщение другу после стрельбы: «Я жив. Вокруг меня смерть. Я тут. Джихадисты пощадили меня».
Уважаемое многими и ненавистное некоторыми « Charlie Hebdo» долгое время выпускало провокационные материалы.
В 2011 здание еженедельника пострадало от взрыва бомбы после публикации карикатур на пророка Муххамеда в связи с победой исламской партии на выборах в Тунисе.
Издание также объявило о своих планах опубликовать специальный выпуск под названием «Charia Hebdo» (на французском- игра слов с отсылкой к "законам Шариата").
По заявлению полиции, среди жертв четверо широко известных карикатуристов , включая Шарбонньера по прозвищу «Шарб», Жана Кабю, Жоржа Волински и Бернара Вельяка.
Шарбонньер подогревал спор и привлек к себе гнев мусульманского сообщества в 2006, когда повторно опубликовал сатирические карикатуры на пророка Мухаммеда, которые ранее были изданы в датской газете «Jyllands-Posten». В его последней карикатуре в «Charlie Hebdo» был изображен вооруженный мужчина-мусульманин. Заголовок гласил: «Still no attacks in France. Wait! We have until the end of January to give our best wishes» («На Францию еще не было нападений. Ждите! У нас еще время до конца января, чтобы выразить наши наилучшие пожелания»).
Президент США Барак Обама уже сделал заявление, осуждающее нападение.
«Снова и снова народ Франции становился на защиту универсальных ценностей, которые защищали поколения наших народов. Франция и большой город Париж, где произошло это ужасное преступление, является нестареющим примером для мира, и они останутся им вопреки полным ненависти идеям убийц. Мы поддерживаем связь с правительством Франции, и я приказал моей администрации оказать любую помощь, которая необходима для того, чтобы привлечь этих террористов к ответственности», - заявил американский президент.
Бывший президент Франции Николя Саркози назвал трагедию прямым и жестоким нападением на самый почитаемый республиканский идеал – свободу выражения.
В письме, адресованном Олланду, канцлер Германии Ангела Меркель выразила свои соболезнования от имени немецкого народа.
«Это отвратительное преступление является не только нападением на жизнь гражданок и граждан Франции и внутреннюю безопасность этой страны, это еще и удар по свободе слова и печати — центральному элементу нашей свободной демократической культуры, удар, который ничем нельзя оправдать».
The New York Times
Перевод Нины Кузнецовой